В Узбекистане проходит саммит Шанхайской организации сотрудничества, куда входит Россия, Китай, Индия и еще пять азиатских государств. Последний раз лидеры стран-участниц встречались очно в полном составе три года назад. В этот раз в повестке дня были глобальные вызовы, включая конфликт на Украине и его последствия. Обсуждение украинского кризиса Путиным с лидерами Индии и Китая оказалось в центре внимания мировых СМИ. Главное о саммите — в материале RTVI.

С 15 по 16 сентября в узбекском городе Самарканд состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества, на который собрались лидеры 15 стран евразийского континента, совокупное население которых составляет более половины от мирового.

Встреча прошла в двух составах — сначала состоялось заседание глав государств — членов ШОС в узком составе (только страны-участницы — Россия, Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан, Пакистан и Узбекистан). Затем прошло заседание в широком формате, на котором, помимо полноправных участников ШОС, присутствовали и лидеры стран-наблюдателей (Беларусь, Иран и Монголия) в организации и главы стран, приглашенные узбекской стороной (Азербайджан, Туркменистан и Турция). По итогам саммита лидеры стран ШОС подписали Самаркандскую декларацию — документ, выражающий общее мнение стран-участниц ШОС по вопросам глобальных проблем. Саммит впервые с 2019 года прошел в очном формате и в полном составе.

Что такое ШОС

Предпосылки создания ШОС были заложены еще 1996 году после образования “Шанхайской пятерки” — механизм взаимодействия между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном для обсуждения вопросов региональной безопасности. Это стало возможным благодаря подписанию пятистороннего соглашения об укрепления доверия в военной сфере и на границах в 1996 году. Этот документ послужил началу разрешения территориальных споров КНР с Россией и бывшими советскими республиками в Центральной Азии.

В 2001 году в Шанхае прошла встреча глав государств “пятерки”. Страны пригласили в свои ряды Узбекистан и подписали декларацию о создании ШОС. Позже была принята Хартия ШОС, определившая главные цели организации: поддержание мира и безопасности в регионе, борьба с проявлением “трех зол” (терроризм, сепаратизм и экстремизм), а также незаконным оборотом наркотиков. В 2017 году ШОС расширился за счет присоединения Индии и Пакистана, между которыми до сих пор так и не урегулирован статус принадлежности Кашмира. Место проведения встречи передается от одной стране к другой согласно алфавиту русского языка. Функцию председателя заседания глав государств выполняет глава государства, где проводится саммит.

Sergei Bobylev / Sputnik / AP

В этом году в ШОС официально приняли Исламскую Республику Иран, с 2023 года она сможет выступать как полноправный участник организации. Статус партнера по диалогу организации получили Египет, Катар и Саудовская Аравия. Согласно заявлению президента Узбекистана Шавката Мирзиёева ,Бахрейн, Мальдивы, Кувейт, ОАЭ и Мьянма тоже станут партнерами по диалогу. Мирзиёев отметил, что также была запущена процедура по принятию в состав участников ШОС Республики Беларусь.

О чем говорили на саммите ШОС

Главные темы повестки саммита ШОС в этом году — происходящие в мире глобальные изменения и адаптация ШОС к новым геополитическим реалиям в сферах безопасности, дипломатии и экономического сотрудничества. Обсудили и Афганистан. После свержения местного правительства и прихода к власти “Талибана” (террористическая организация, запрещена в РФ) в августе 2021 года ШОС перестал поддерживать связи с властями этой страны, которая формально остается страной-наблюдателем ШОС.

Владимир Путин в своем программном выступлении на ШОС сделал акцент на “возрастающую роль новых центров силы”, которые взаимодействуют между собой “не на основе неких навязываемых извне правил, а на принципах верховенства международного права и Устава ООН: обеспечение равной и неделимой безопасности, уважение суверенитета, национальных ценностей и интересов друг друга”.

Путин подчеркнул, что политика России “лишена какого-либо эгоизма” и призвал прекратить “использовать инструменты протекционизма, незаконных санкций и экономического эгоизма в своих целях”. “Яркий пример этого эгоизма — решение Еврокомиссии о снятии санкций с российских удобрений, — объяснял свою позицию российский президент. — Мы знаем, насколько важны удобрения для решения продовольственной проблемы. Само решение о снятии санкций мы, конечно, приветствуем. Но оказывается, что эти санкции в соответствии с разъяснением Еврокомиссии от 10 сентября этого года сняты только для стран — членов Евросоюза. Оказывается, только они могут приобретать наши удобрения. А как же развивающиеся, беднейшие страны мира?”

Китайский лидер Си Цзиньпин акцентировал внимание коллег на необходимости поддерживать “региональную стабильность” и свободу торговли. “Мы должны противостоять любым попыткам создать конфронтацию между лагерями и подорвать региональную стабильность, — говорил Си. — Мы должны активно содействовать либерализации и упрощению торговли и инвестиций, поддерживать стабильную и бесперебойную цепочку поставок, способствовать упорядоченному потоку ресурсных элементов и достижению региональной экономической интеграции и развития. Мы также должны усилить сопряжение инициативы «Пояс и путь» со стратегиями развития других стран и другими инициативами региональной”.

Индийский премьер Нарендра Моди констатировал, что “пандемия и кризис на Украине вызвали серьезные нарушения, сбои в глобальных цепочках поставок”. “Весь мир столкнулся с энергетическим и продовольственным кризисом беспрецедентных масштабов. ШОС надо прилагать усилия по развитию надежных и разнообразных цепочек поставок в нашем регионе, и именно для этого требуется улучшение связей между странами». Также индийский лидер обратил внимание на опыт своей страны в создании инновационной экономики: «В Индии насчитывается 70 тысяч стартапов, наш опыт будет полезен для стран ШОС. Мы готовы к созданию новой рабочей группы по стартапам и инновациям, которая будет заниматься обменом со странами ШОС»

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ограничился общими словами о партнерстве, назвав ШОС “самой успешной международной организацией из всех существующих в современном мире».

Встречи Владимира Путина “на полях” саммита ШОС

Встреча Путина и Си Цзиньпина приковала внимание мировых медиа. Лидеры России и Китая не виделись с февраля 2022 года. “Мы с председателем встречались полгода назад в олимпийском Пекине, и за это время произошло много событий”, — отметил российский президент, приветствуя Си. Путин осудил политику США по тайваньскому вопросу и оценил позицию КНР по вооруженному конфликту на Украине. “Высоко оцениваем сбалансированную позицию китайских друзей в связи с украинским кризисом. Понимаем ваши вопросы и ваши озабоченности на этот счёт. В ходе сегодняшней встречи, конечно, подробно разъясним и нашу позицию по этому вопросу, хотя мы и раньше об этом говорили”, — сказал Путин.

В ответ Си Цзиньпин, не упомянув Украину, заявил, что Китай “перед лицом невиданных за всю историю колоссальных перемен” готов вместе с Россией показать пример “ответственной мировой державы” и сыграть “руководящую роль” и вывести мировое сообществе “на траекторию устойчивого и позитивного развития”.

Sergei Bobylev / Sputnik / AP

Такой сдержанный ответ Си Цзиньпина в духе китайской дипломатии вызвал позитивную реакцию на западе. “Это замечательно, — написал в своем микроблоге бывший посол США в России Майкл Макфол. — Си не поддерживает Путина. Ни оружия, ни патронов, ни чипов, ни реальных слов солидарности. Просто готовность покупать российскую энергию по очень сниженным ценам”. Однако официальный представитель Госдепартамента США все же выразил обеспокоенность тесными связями Москвы и Пекина. “Мы наблюдаем углубление отношений [России и Китая] не последние дни, недели или месяцы, а на протяжении многих лет. Мы ясно выражали свою озабоченность по поводу этого углубления отношений и озабоченность, которую должны испытывать все страны мира по поводу этих отношений”, — заявил пресс-секретарь Госдепа Нэд Прайс.

Китай осторожен в публичных высказываниях, но действительно демонстрирует сближение с Россией, считает главный научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО Василий Кашин. “Они с начала СВО были строго нейтральны, затем стали смещаться в сторону большей поддержки России, особенно на фоне начавшегося обострения вокруг Тайваня, — рассуждает Кашин в беседе с RTVI. — С практической точки зрения сотрудничество с Китаем стало одним из главных факторов, который обеспечил устойчивость России перед лицом санкций. Китай увеличил импорт российской продукции, при этом дисконт на российскую нефть, по-видимому не является особенно большим. Наметился рост экспорта в Россию китайского оборудования и комплектующих”.

Что касается импорта военной продукции из Китая, Россия никогда и не пыталась ставить вопрос об этом, объяснил эксперт. “Появляются первые подтверждения импорта Россией беспилотников из Ирана, нет фактов, говорящих о стремлении России импортировать другие виды военной техники. Рассуждения об отсутствии поддержки России Китаем являются старой линией американской пропаганды, при этом реальные политические шаги США говорят о полном осознании того, что они видят значимую поддержку”, — подытожил Кашин.

После обсуждения глобальных проблем лидеры России и Китая встретились вновь — только уже на трехсторонней встрече с Монголией. На ней Владимир Путин призвал восточных партнеров перейти на национальные расчетные системы в торговле между тремя странами и предложил сосредоточиться на развитии программы экономического коридора Россия-Монголия-Китай.

На полях саммита Владимир Путин встретился и с лидером другого крупнейшего азиатского партнера — премьер-министром Индии Нарендрой Моди, с которым обсудил ситуацию на Украине. «Я знаю вашу позицию по конфликту на Украине. Мы сделаем все для того, чтобы это все прекратилось как можно быстрее. К сожалению, противная сторона, руководство Украины заявило об отказе от переговорного процесса. Заявило о том, что хочет добиться своих целей военным путем, как они говорят, на поле боя”, — сказал Путин своему индийскому коллеге. Стороны обсудили и ряд других тем. Индийский премьер заявил о необходимости найти способы решения проблем продовольственной и энергетической безопасности в мире. Также российский президент пригласил Нарендру Моди посетить Россию.

Помимо встречи с Си и Моди, Владимир Путин провел переговоры с президентом Ирана Ибрахимом Раиси, премьером Пакистана Шехбазом Шарифом, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а также лидерами Кыргызстана, Туркмении и Узбекистана. Также у Путина назначена встреча с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Встречи Си Цзиньпина

За день до прибытия в Узбекистан китайский лидер успел встретиться с президентом Казахстана. Стороны нацелились на укрепление сотрудничества в “новом золотом 30-летнем периоде”. По итогам визита Токаев вручил Си Цзиньпину орден “Алтын кыран” (“Золотой орел”). В Узбекистане Си выразили не меньшее уважение и вручили орден “Олий Даражали Дустлик” (орден “Дружбы” высшей степени). “Я твердо верю, что под твердым и сильным руководством председателя Си Цзиньпина у Китая будет не только лучшее сегодня, но и лучшее завтра”, — заявил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Uzbekistan President press-service / AP

На двусторонних переговор лидеры Китая и Узбекистана подтвердили свое намерение развивать транспортную инфраструктуру в рамках китайской инициативы “Пояс и Путь” (проект по созданию новых торговых маршрутов между Китаем и Европой). Стороны подписали соглашение о сотрудничестве по проекту железной дороги “Китай-Кыргызстан-Узбекистан”. Этот коридор должен соединить Китай не только со странами Центральной Азии, но и с регионом Персидского залива. Затем железнодорожная сеть пойдет в сторону Турции, через которую соединится с европейской транспортной системой.

Если географически взглянуть на центральноазиатский маршрут инициативы “Пояс и путь”, то следующей остановкой пути из Китая в Европу будет Азербайджан. “Обе стороны должны увеличить объем перевозок по железнодорожному маршруту Китай-Европа”, — заявил Си на встрече с президентом Алиевым. Инициативу “Пояс и Путь” глава КНР также обсудил и с президентом Ирана, президентом Турции и премьером Пакистана.

Как рассказал RTVI китаист и специалист по странам Центральной Азии Темур Умаров, проект железнодорожного маршрута через Кыргызстан и Узбекистан обсуждается уже два десятка лет. “Не факт, что после саммита ШОС проект перейдет к стадии реализации. Китай всегда старается иметь диверсифицированные маршруты для своего экспорта, — считает он. — Конечно, сейчас, с учетом сложностей поставок через Россию и Беларусь, в КНР и странах Центральной Азии активнее думают над альтернативами”. Однако, по словам эксперта, реализация таких проектов займет много времени, а результаты инвестиций появятся через годы. “Если в КНР посчитают, что Россия надолго завязла в изоляции, то будут готовы строить альтернативы”, — полагает Умаров.

Отдельно эксперт обратил внимание, что Си Цзиньпин подчеркнул важность формата “Центральная Азия — Китай” — механизма прямого диалога Китая со странами региона. По мнению Умарова, так Китай стремится доказать необоснованность обвинений в адрес Пекина в вопросе отношений со странами региона. “Китай довольно часто обвиняли в том, что он предпочитает двусторонний формат переговоров, в котором он может давить на партнера своим экономическим влиянием. Создание формата “Китай+5” позволит Пекину институализировать отношения и отбиться от критики политики КНР в регионе. При этом Китай не является новатором — такой механизм со странами региона есть и у Японии, Индии и США”.

Также Си встретился с Александром Лукашенко, по итогам встречи с которым было принято совместное заявление о “всепогодном всестороннем стратегическом партнерстве”.

Самаркандская декларация — итоговый документ

По итогам саммита лидеры стран-участников ШОС подписали Самаркандскую декларацию. Согласно этому документу, государства-участники:

  • выступили за дальнейшее ядерное разоружение;
  • выступили против милитаризации космоса и сферы информационно-коммуникационных технологий
  • считают важным обеспечить равные для всех стран права на регулирование сети Интернет и суверенное право государств на управление интернетом в своем национальном сегменте;
  • продолжат отстаивать открытую и недискриминационную многостороннюю торговую систему, основанную на правилах ВТО;
  • убеждены в недопустимости использования климатической повестки для введения мер, ограничивающих торговое и инвестиционное сотрудничество;
  • поддержали применение экологически чистых технологий, в том числе в энергетическом секторе;
  • высказались за дальнейшее наращивание сотрудничества в области обороны;
  • выступили за дальнейшее расширение ШОС;
  • призвали другие страны укреплять борьбу с терроризмом и подчеркнули свою решимость бороться с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
  • заявили о недопустимости вмешательства в дела государств под предлогом противодействия терроризму.