В ингушской прокуратуре заинтересовались компаниями, которые повторно продавали онкологические лекарства в местные больницы. Об этом ранее писал RTVI. По данным источника в прокуратуре Ингушетии, в региональное управление Следственного комитета направили материалы для возбуждения уголовного дела по двум статьям: о мошенничестве (ч.4 ст. 159 УК РФ) и о сбыте препаратов с нарушениями правил безопасности (ч.2 ст. 238 УК РФ).

Повторные продажи

Источник в правоохранительных органах сообщил RTVI, что сотрудники прокуратуры Ингушетии провели проверку аукциона по поставке лекарств в ГБУ «Республиканский онкологический диспансер», победителем которого стала компания «Бизнес Юг». Сумма контракта составила 10,5 млн рублей. С помощью системы «Честный знак», прокуратуре удалось отследить проданные лекарства. Выяснилось, что препараты ранее уже поставлялись в медицинские учреждения других регионов, в том числе Челябинской области, Приморского края и Республики Дагестан. RTVI направил запрос в региональные ведомства о фактах пропажи лекарств. К моменту публикации редакция не получила ответов.

Компания «Бизнес Юг» и ранее фигурировала в делах о поставках лекарств с фальсифицированными документами, писал RTVI. В 2020 году в ходе судебного разбирательства в Пермском крае стало известно, что компания продала 200 упаковок препарата «Авегра БИОКАД» в тот же онкологический диспансер в Ингушетии. Компания не понесла наказания, вместо нее штраф получила фирма, продавшая незаконно выведенные препараты «Бизнес Югу».

ГБУ

Фотография: ГБУ Республиканский онкологический диспансер Республики-Ингушетия / Facebook

Как ранее писал Znak.com, следователи, работающие по делам о двойной продаже препаратов, изучают только факт повторной поставки, наказывая поставщиков, но обходят стороной главный вопрос — кто и каким образом смог вывести лекарства на уровне больницы или онкодиспансера.

В ходе прокурорской проверки выяснилось, что для формирования стоимости контракта онкологический диспансер обратился к трем поставщикам, среди которых были компании «Бизнес Юг», «Оксана» и «Медздрав». Ценовые предложения отличались друг от друга на сто рублей, что может указывать на аффилированность между тремя компаниями.

Подтвердить аффилированность ООО «Оксана» с ООО «Бизнес Юг» RTVI удалось с помощью аукционной документации. За 2020 год учрежденная в Северной Осетии «Оксана», заключила 34 контракта с ГБУЗ «Армавирский онкологический диспансер» на поставку препаратов «Китруда» и «Кадсила» на 11,7 млн рублей. Однако из этих денег компания не получила ни копейки — все договоры были расторгнуты по соглашению сторон через месяц после их подписания. В дополнительных соглашениях о расторжении ответственным лицом компании-поставщика указан Чемурзиев Магомед Муратович — владелец ООО «Бизнес Юг». В компании «Оксана» он занимает должность логиста.

Источник RTVI в правоохранительных органах рассказал, что стало причиной расторжения контрактов: представители ООО «Оксана» не смогли подтвердить легальность происхождения поставленных препаратов. На документах качества отсутствовали печати производителя лекарства АО «Р-Фарм», которое якобы продало ООО «Оксана» продукцию. Такое же нарушение было выявлено в ходе судебного разбирательства в Пермском крае, где фигурировала компания «Бизнес Юг».

С помощью DataMatrix-кодов на упаковках препаратов (оператор маркировки товаров ЦРПТ с 2020 года хранит данные обо всех перемещениях лекарств) удалось установить, что часть препаратов были ранее поставлены в городской онкодиспансер Санкт-Петербурга. В комитете по здравоохранению корреспонденту RTVI сообщили, что закупленное лекарство поступило в онкодиспансер в полном объеме. На вопрос о пропажах в пресс-службе не ответили.

Оказалось, что при подаче документов в ФНС России при регистрации компаний «Бизнес Юг» и «Оксана» был указан один и тот же номер телефона. В сервисе GetContact владелец номера записан как Тимур Халухаев, а среди записей его контакта фигурируют компания «Бизнес Юг» и Минздрав.

В разговоре с RTVI Халухаев подтвердил, что в разное время действительно работал и в указанных компаниях, и в региональном Минздраве. Он рассказал, что слышал о случаях продажи лекарств, незаконно выведенных из оборота, однако, по его словам, за время работы в компаниях с такими случаями не сталкивался. «Может быть там действительно что-то есть, но я там уже давно не работаю, не могу знать», — сказал Халухаев.

«Сменил имя» по ошибке

Изучая документы компаний, прокуратура выявила еще одну связь между двумя фирмами, рассказал собеседник RTVI в правоохранительных органах. Оказалось, что исполнительный директор ООО «Бизнес Юг» и заместитель генерального директора ООО «Оксана» — это один и тот же человек, Марзиев Тимур Мухаметович. Работу в компании «Бизнес Юг» в разговоре с RTVI подтвердил сам Марзиев.

По данным СПАРК, формально Марзиев не имеет отношения к рынку фармацевтики: его официальная карьера развивалась в сфере энергетики и телекоммуникаций.

С 2002 года Марзиев был генеральным директором государственного предприятия «Управление электросвязи Республики Ингушетия», подведомственного Минцифры. В 2006 году предприятие ликвидировали. С 2009 по 2014 год Марзиев занимал должность генерального директора ингушского филиала «Ростелекома», а в 2017 году стал директором отделения «Энергосбыт» филиала Россетей по Северному Кавказу «Ингушэнерго». В июле 2021 года Марзиев покинул эту должность.

В разные годы руководитель филиалов госкомпаний успевал заниматься и предпринимательской деятельностью. Причем, по данным СПАРК, Марзиев живет сразу с двумя именами: в некоторых компаниях он указан как Медведев Максим Исаевич. ИНН у Тимура Марзиева и Максима Медведева один и тот же. В разговоре с корреспондентом RTVI Марзиев-Медведев сообщил, что «сменил имя» по ошибке, якобы при восстановлении утерянного документа сотрудники паспортного стола ошиблись, при наборе имени, фамилии и отчества.

Из карточки предпринимателя в СПАРК следует, что Марзиев-Медведев использует оба имени в своей деятельности. Если на сайте Россетей в 2017 году госслужащий указан как Тимур Марзиев, то совладельцем ингушского ООО «Орион», занимающегося «деятельностью с использованием вычислительной техники» в 2016 году стал Максим Медведев. При этом единственным владельцем ООО «Альфа-Сервис», существовавшего с 2015 по 2018 год, был снова Тимур Марзиев.

Впервые имя Максима Медведева появляется в 2003 году, когда он стал учредителем ООО «Комит-Телеком». В 2005 году одним из совладельцев фирмы становится предполагаемый родственник Марзиева-Медведева, Марзиев Магомет Мухарбекович. Спустя 14 лет, в 2019 году, Магомет Марзиев занял пост исполняющего обязанности главы Магаса, столицы Ингушетии. В должности он пробыл месяц и покинул пост по собственному желанию.

Тимур Марзиев

Фотография: @timur.marziev / Instagram

Кроме карьеры в энергетике и на фармацевтическом рынке Тимур Марзиев увлекается скачками, которые организует сама же медицинская компания «Бизнес Юг». Фотографию с брошюрой мероприятия он опубликовал у себя в инстаграме, но затем удалил.

Виноваты монополисты-производители?

RTVI дозвонился до Тимура Марзиева, чтобы расспросить его о работе компании и случаях поставки лекарств сомнительного происхождения. В течение получасового разговора руководитель «Бизнес Юга» озвучил три возможные версии происходящего.

Сперва Марзиев сообщил, что компании не было известно, что проданные в онкодиспансер лекарства поставщик закупил с нарушениями: все сопроводительные документы были в порядке. При этом он не смог объяснить, почему компания уже не первый раз продает в ингушские больницы лекарства, ранее проданные в другие регионы.

Затем собеседник заявил, что отследить адреса поставок лекарств с помощью уникальных кодов на упаковках на самом деле невозможно, а судебные решения пишутся «под диктовку производителей».

«Не иди по ложному следу, производители «Биокад» или «Р-Фарм» — это компании, которые любят обдирать государство безумно высокими ценами. Они считают, что казна и их карман — это одно и то же. Они монопольно держат невероятно высокие цены на препараты. В год они зарабатывают миллиарды рублей. В результате этого у них возникает большой административный ресурс, который позволяет управлять судами, телекомпаниями и журналистами», — заявил Марзиев.

К концу разговора Марзиев заявил, что в существовании двойной продажи лекарств виноваты крупнейшие производители, которые устанавливают высокие цены на препараты и делают невыгодной работу других компаний-поставщиков. Для борьбы с компаниями, поставляющими краденные препараты, сперва, по его мнению, нужно победить монополистов в отрасли.

И еще один Марзиев

С рынком фармацевтики в Ингушетии оказался связан еще один Марзиев — Тагир Мухаметович. Он начал медицинскую карьеру в 1996 году терапевтом в малгобекской районной больнице №2. Спустя два года Марзиев возглавил медучреждение, а в 2003 стал депутатом народного собрания Ингушетии, где «принял участие в разработке 56 законов», отмечается в его биографии на сайте малгобекской станции скорой помощи.

В 2006 году Марзиев стал главным врачом ГБУ «Центр охраны материнства и детства», а с 2016 возглавил ГБУ «Малгобекская районная станция скорой медицинской помощи», где работает до сих пор.

По данным СПАРК, станция скорой помощи с 2011 года суммарно провела 119 закупок. Чаще всего победителем конкурсов становился упомянутый «Бизнес Юг», заключивший 14 контрактов на сумму 1,6 млн рублей. На третьем месте находится компания «Регион Юг» — с 12 контрактами на сумму 1,8 млн рублей.

Похожую ситуацию RTVI заметил среди закупок ныне ликвидированного «Центра охраны материнства и детства»: лидером по контрактам там снова выступает «Бизнес Юг» с 27 контрактами на 19,1 млн рублей, а «Регион Юг» на пятом месте, с 18 контрактами на сумму 14,6 млн рублей.

gr.svg

В прошлом материале RTVI писал о связи двух компаний — фирмы объединяют три общих номера телефона, указанных при подаче документов в налоговую. Один из них связан только с двумя этими предприятиями, два других указаны в нескольких других юридических лицах, также занимающихся поставками в медицинские учреждения.

«Интернейшнл-Назрань»

Изучая компании, участвующие в тендерах медучреждений, RTVI обратил внимание, что учредителем одного из крупнейших поставщиков был нынешний начальник отдела лекарственного обеспечения регионального Минздрава Микаил Мамилов.

Судя по интервью Мамилова, чиновник отвечает за поставки лекарств на уровне всего региона. В апреле 2021 года Мамилов комментировал поставки в Ингушетию вакцины от коронавируса.

В 2005 году Мамилов стал соучредителем компании ООО «СИА Интернейшнл-Назрань», которая была региональным отделением АО «СИА Интернейшнл ЛТД» — крупной дистрибьюторской компании Игоря Рудинского. В 2011-2014 годах предприниматель входил в рейтинг журнала Forbes «200 богатейших бизнесменов России». В 2014 году он занял 198-е место с капиталом в $450 млн.

В 2016 году, через два года после смерти Рудинского, холдинг купил зять министра иностранных дел России Сергея Лаврова, инвестбанкир и президент «Марафон Групп» Александр Винокуров. В 2018 году долю Винокурова выкупил ритейлер «Магнит», но в 2020 году акционерное общество ликвидировали, а ингушскую «дочку» переименовали в «Регион Юг».

В беседе с корреспондентом RTVI Мамилов подтвердил, что действительно был учредителем ООО «Регион Юг» и покинул компанию в 2013 году. Это противоречит данным административного дела, в котором чиновник фигурировал как представитель компании в апреле 2019 года. Должность начальника отдела лекарственного обеспечения в региональном Минздраве Мамилов занял в июле 2019-го.

Плановая проверка, проводившаяся в отношении «Регион Юга» в 2019 году показала, что компания будущего чиновника продавала в своих аптеках лекарства, популярные у наркопотребителей без количественного учета, документов качества и сведений о поставках препаратов. Среди продукции которую аптеки продавали с нарушениями, проверяющие выявили «Лирику», «Тропикамид», «Трамадол». Арбитражный суд вынес решение о приостановлении деятельности компании на 30 суток. По словам Мамилова, несмотря на зафиксированные нарушения, указанные лекарства продавались строго по рецептам.

В разговоре с RTVI Мамилов подчеркнул, что «Регион Юг» никак не аффилирован с «Бизнес Югом», компании были конкурентами. «У нас к «Бизнес Югу» и до этого были вопросы: несвоевременные поставки, срывы госконтрактов, много всего, но у нас не было юридических оснований для того чтобы расторгнуть в одностороннем порядке контракт или отказаться от заключения новых», — говорит Мамилов. По его словам, сейчас ведется работа по отзыву лицензии на оптовую торговлю у «Бизнес Юга». После этого, по словам Мамилова, все действующие контракты с компанией будут расторгнуты.

Дмитрий Никитин