Российские следственные изолятор и колонии — серьезное испытание для тех, кто перешел дорогу системе. Но бандиты с деньгами и связями могут обеспечить себе совсем другие условия. Пример последних дней — снимки из колонии, в которой сидит член банды Цапка, убившей 12 человек в станице Кущевская, Вячеслав Цеповяз. На отсидку с комфортом могут рассчитывать примерно 5 процентов арестантов. И как говорят правозащитники, это связано не только с коррупцией, но и с насилием в отношении других заключенных. Насколько российские VIP-камеры элитнее западных тюрем, и кому платят, чтобы провести срок в человеческих условиях, — разбирался Артем Филатов.
Неужели все это — российская колония строгого режима? В интернете опубликована фотография, на которой осужденный по делу о массовом убийстве в станице Кущевская, Вячеслав Цеповяз поедает крабов, а за его спиной — полочки и монитор с динамиками.
На другом снимке член банды Цапка и вовсе жарит шашлыки в тюремной робе.
Ева Меркачева, журналист: «Если бы это был другой заключенный, никто не обратил бы внимание. В данном случае поразило, что это сделал именно Цеповяз, из банды Цапка. Мы все цитировали показания Цеповяза, в которых он рассказывал, как убивали ребенка — девочку, которой не исполнилось и года. Мы очень надеялись, что лидеры банды Цапка проведут за решеткой все свои дни».
Федеральная служба исполнения наказаний поспешила заявить: взорвавшие интернет снимки сделаны в 2015 году, а сейчас Цеповяз содержится «в жесточайших условиях».
Следственный комитет тут же возбудил уголовное дело против сотрудников колонии. Вмешалась и Генеральная прокуратура: она установила, что Цеповяз свободно перемещался по территории днем и ночью, получал деликатесы, пользовался телефоном и встречался с женщинами, которые точно не были его родственницами.
Сергей Хлопенов, полковник ФСИН в отставке: «Судя по фото, это может быть комнатой для длительных свиданий. И он вполне может там и проживать».
В похожем помещении для длительных свиданий жил осужденный за мошенничество Андрей Пушкарь. Он часто ездил из брянской колонии по делам в Москву, это подтвердила проверка Генпрокуратуры.
Бывший сотрудник управления собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний Сергей Хлопенов рассказал RTVI что для VIP-сидельцев даже есть специальный термин.
Сергей Хлопенов, полковник ФСИН в отставке: «На жаргонном просторечье их называют и сотрудники, и те, кто отбывает наказание, — жирные, булочки и так далее».
Администрация следственных изоляторов и колоний, как правило, только рада сидельцам с деньгами и влиянием, подтверждает правозащитник Алексей Федяров. Он сам был заключенным и рассказывает, что чаще всего это происходит по принципу «услуга в обмен на услугу».
Алексей Федяров, «Русь сидящая»: «Это выгодно. Нужно отремонтировать кровлю. Это берет на себя осужденный и вкладывает полтора-два миллиона. И за это получается возможность спокойной жить».
Самый громкий пример такого «бартера» — VIP-камеры столичного СИЗО «Матросская тишина». Того самого, где погибли юрист Сергей Магницкий и предпринимательница Вера Трифонова. На уютные помещения обратила внимание член общественной наблюдательной комиссии и журналист «Московского комсомольца» Ева Меркачева.
Ева Меркачева, журналист, член ОНК: «Потом, когда стали распространять фотографии, оттуда убрали часть гламура: убрали полотенчики, коврики, спрятали душ. И вот, когда все это убирается, кажется, что простая камера. Но дай бог, чтобы все камеры были такие».
Как сообщали СМИ, VIP-условия создал проходивший по делу о крупном мошенничестве, так называемый «решальщик» Дионисий Золотов. Его адвокат рассказывал, что подзащитный проспонсировал ремонт и тем самым получил «моральное право посидеть в нормальных условиях». Но некоторым не сидится на одном месте.
В Вологодской области заключенный Алексей Шестаков сбежал из колонии на вертолете: он вышел во двор в назначенное время, зацепился за трос и улетел. То же самое минувшим летом произошло во Франции: рецидивист Редуан Фаид сбежал на вертолете из тюрьмы под Парижем.
Руководитель фан-клуба Тульского арсенала Сергей Горбачев вспоминает условия в тюрьме Марселя.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Он был осужден за участие в беспорядках во время Евро-2016 и провел семь месяцев за решеткой. Сергея и его товарищей поместили в камеру отдельно от большинства тюремного населения, которое составляют арабы. Болельщик утверждает, что вместе с ним сидели и «авторитетные заключенные», которые могли себе позволить чуть больше, чем остальные.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
В российских тюрьмах кормят на 72 рубля в день — это чуть больше одного доллара по текущему курсу. И как говорят бывшие заключенные, без передач на одной баланде не продержаться.
Что могут передать простым заключенным родственники с воли? В интернет-магазине Федеральной службы исполнения наказаний — лапша быстрого приготовления. А в рыбном разделе — никаких крабов, только сельдь в масле и копченая рыба.
Норвежский террорист Андерс Брейвик убил 77 человек и ранил более 300 в результате теракта в Осло и стрельбы на острове Утойя. Он отбывает наказание в обычной норвежской тюрьме. Существует мнение, что убийца должен понести более суровое наказание. Но по скандинавским меркам, базового комфорта достоин каждый человек. Зато никакого подкупа или особых привилегий — все сидят одинаково.
В России Вячеслав Цеповяз мог улучшить себе условия тремя способами, рассказывает бывший сотрудник ФСИН Сергей Хлопенов.
Сергей Хлопенов, полковник ФСИН в отставке: «Руководитель колонии мог быть в курсе. Соответственно, руководителю колонии передавались какие-то материальные блага. Второй момент —ог начальник колонии дать указание. Третий — могли позвонить с самого главного управления».
Ольга Романова, «Русь сидящая»: «Если громкое дело, и тюремщики знают, что точно будут проверки, то условия могут быть и хуже. Например, Улюкаев, про которого начальство точно знает, что он не в чести, он не будет получат VIP-условия. Кокорин и Мамаев — тоже нет. Но футболист близок сердцу русского человека, поэтому там может быть и по-другому. Какой-нибудь губернатор, о котором все забыли, я вас уверяю, договорится».
Бывший губернатор Кировской области Никита Белых летом был этапирован в Рязанскую колонию и устроился там библиотекарем. Съемочная группа RTVI встретилась с его женой Екатериной в офисе на Рублевке. Она рассказывает, что ее супруг живет, как все — в отряде на несколько десятков человек и не жалуется на условия.
Екатерина Белых: «Это тюрьма… Можно отметить, что у VIP-сидельцев даже сложнее ситуация, потому что каждая отдельная тюрьма и колония — это государство в государстве. У Никиты Юрьевича там все по правилам, по стандартам. И VIP-сидельцам даже сложнее, потому что за ними в два раза пристальнее контроль осуществляют, наблюдают».
Правозащитники призывают разделять VIP-сидельцев на две категории: тех, кто просто находится за деньги в нормальных условиях, и тех, кто занимается поборами с других заключенных и даже истязаниями в интересах администрации.
Алексей Федяров из «Руси сидящей» уверен, что скандал с Вячеславом Цеповязом забудется, а VIP-камеры при нынешнем руководстве ФСИН никуда не исчезнут. Более того, бывший член кровавой банды Цапка сможет рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Ведь это с воли его преступления воспринимаются как нечто запредельное, а для тюремного начальства он — один из многих осужденных, с которым к тому же можно договориться.