В марте Правительство РФ полностью запретило вывозить из России за рубеж иностранную медтехнику, опасаясь, что страна останется без столь важного оборудования. В результате, у больниц и клиник возникли проблемы с ее оперативным ремонтом и обслуживанием — проблема затронула оборудование и комплектующие для сосудистой хирургии, онкологии, диагностики, включая магнитно-резонансные томографы (МРТ). Как выяснил RTVI, власти пошли на уступки и уже сформировали первую партию импортного оборудования, которая будет отправлена на ремонт за рубеж. Однако от иностранных компаний потребовали документы с гарантией возврата техники.
По индивидуальным «пропускам»
Минпромторг сформировал первую партию импортного медицинского оборудования, которое будет отправлено на ремонт за рубеж, рассказал RTVI представитель министерства. «В настоящее время от компаний ожидаются отдельные недостающие документы», — сообщили в ведомстве. Среди них, в частности, должны быть гарантийные письма от иностранных компаний-производителей о том, они не будут противодействовать возврату оборудования в Россию, уточнили в Минпромторге.
Медтехника в марте 2022 года попала в число свыше 200 иностранных товаров и оборудования, запрещенных к вывозу за рубеж до конца 2022 года (постановления правительства №311 и 312). Эмбарго затронуло все страны, кроме членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Абхазии и Южной Осетии. Ограничения нужны, «чтобы под разными предлогами (ремонт, техническое обслуживание) эта продукция не вывозилась и продолжала использоваться в ключевых секторах экономики», объясняло Минэкономразвития. В итоге, больницы и клиники не могут оперативно обслуживать и ремонтировать импортную аппаратуру, сообщала газета «Коммерсантъ». Речь идет, в частности, об оборудовании и комплектующих для сосудистой хирургии, онкологии, диагностики, включая магнитно-резонансные томографы (МРТ).
Для обхода данных ограничений Минпромторг предлагает использовать «механизм изъятий». Российские «дочки» иностранных производителей или их официальные дистрибьюторы для вывоза аппаратуры за рубеж должны будут, помимо гарантий возврата, предоставить госорганам договор на обслуживание, акты о неисправностях или сервисные акты (если компания уже провела ремонт в России и хочет вывезти неисправные комплектующие), пояснил RTVI представитель Минпромторга.
Однако в ассоциации IMEDA, которая объединяет компании Abbоtt, Siemens Healthineers и еще порядка 70 международных производителей медицинских изделий, уточняют, что пока никто из иностранных компаний не смог получить разрешение на вывоз.
«На практике обозначенный Минпромторгом временный порядок [вывоза оборудования] означает, что в каждом случае нужно добиваться индивидуального временного разрешения, оформленного соответствующим решением правительства — порядок получения такого временного разрешения официально не закреплен», — рассказал RTVI директор по вопросам правового регулирования IMEDA Михаил Потапов. Сам Минпромторг, по его словам, не уполномочен выдавать разрешения на вывоз оборудования в дальнее зарубежье — за пределы ЕАЭС, но совместно с Минэкономразвития согласовывает соответствующие предложения федеральных органов исполнительной власти. Кроме этого, дополнительно необходимо согласование Федеральной таможенной службы (ФТС) и других ведомств, перечисляет Потапов.
«У нас нет информации что кто-то из производителей собирался препятствовать возврату оборудования. В целом компании сделают все возможное для продолжения организации поставок на российский рынок», — подчеркивают в IMEDA.
По данным «Консорциума “Медицинская техника»», лишь 26% медизделий на российском рынке — отечественные, вся остальная доля принадлежит иностранным производителям. В «дружественных странах» не производится около половины номенклатуры зарегистрированных в России медизделий (свыше 4,5 тыс. наименований).
«Насколько нам известно, в России не делают рентген-трубки, а градиентные катушки для МРТ производят всего два-три завода в мире с очередью на 1-2 года вперед», — привел примеры директор IMEDA Сергей Ванин. В сети медицинских лабораторий «ЛабКвест» доля импортного оборудования составляет 95%. В частности, это техника немецкой компании Siemens, американских Abbott и Bruker, японской Sysmex, рассказал RTVI руководитель департамента развития продукта «ЛабКвеста» Валерий Никитин.
Сервисные центры по ремонту и обслуживанию, как правило, находятся за рубежом и обычно там же, где и завод производителя. Помимо ремонта и сервиса бывают ситуации, когда зарубежным производителям необходимо исследовать аппаратуру и комплектующие в случае неблагоприятных событий при использовании медтехники, подчеркивает глава IMEDA.
Запрет с отложенным эффектом
Решить проблему с ремонтом возможно, только если вывести медицинские изделия, запчасти и принадлежности к ним из-под запрета на вывоз, скорректировав постановление правительства №311, уверены в IMEDA. «Лучше полностью убрать медтехнику из-под запрета на вывоз оборудования. Чем меньше нормативных ограничений, тем легче», — солидарна управляющий партнер компании по продаже медоборудования Olmecka Ирина Осьминкина.
Смягчение запрета допускал Минздрав. «Возможно, пришел момент, когда нам необходимо это постановление пересмотреть. Иногда возникает необходимость действительно вывоза оборудования или его комплектующих для ремонта за рубежом», — признавал проблему первый замглавы Минздрава Виктор Фисенко.
RTVI спросил у нескольких крупных частных медицинских компаний (в их числе сети «Медси» и «Мать и дитя», клиника «Медицина», EMC, лаборатории «Гемотест» и «Лабквест», и другие), столкнулись ли они с проблемами ремонта оборудования. В одной из сетей рассказали, что, как правило, оборудование ремонтируется внутри страны. «Лабораторную технику, например, вообще нельзя перевозить, так как для него требуется сложная установка и тонкая настройка. Для его обслуживания в учреждения приезжают специальные команды, авторизованные официальным производителем», — пояснил собеседник RTVI.
Часть импортного оборудования при наличии комплектующих и инструментов действительно могут отремонтировать российские инженеры, которые прошли обучение на заводе производителя за рубежом и получили сертификат, пояснила RTVI Ирина Осьминкина. Однако обслуживать импортное оборудование стало сложнее из-за задержки поставок запчастей — выросло время их доставки через европейские границы, добавил Никитин из «ЛабКвест». Замены некоторых импортных комплектующих в России может и не быть в случае, если производитель перестал работать в России, добавил он.
В отправке за рубеж особенно нуждается специфическая измерительная техника, говорит Осьминкина. Калибровка таких приборов проходит с подключением к специализированным аппаратам, и некоторых видов такого оборудования, по ее словам, в России просто нет.
Пока медучреждения в полной мере не ощутили проблему с ремонтом, поскольку у большинства компаний есть некоторые запасы комплектующих на складах, полагают в IMEDA. «Как правило, организации по техобслуживанию сразу меняют запчасть, а неисправную вывозят на ремонт», — пояснил алгоритм Михаил Потапов. Эффект запрета на вывоз оборудования будет отложенным, когда запчасти на складах начнут иссякать.
Влияние санкций на поставки медтехники
ЕС и США не запрещали поставки медтехники и лекарств в Россию. Ключевые иностранные производители продолжают импорт в Россию запчастей и комплектующих для медоборудования, утверждает Минпромторг со ссылкой на подтверждение ряда крупных компаний. Например, производитель медоборудования Siemens Healthineers AG остается в России, несмотря на уход головной компании Siemens. «Нельзя ставить одну жизнь выше другой», — подчеркивал глава еще одного крупного производителя медтехники из Германии Fresenius Стефан Штурм.
Лекарства, фармацевтику и медизделия, кроме небольшой группы запчастей, не включили в список для «параллельного» (легализованного серого) импорта из-за высоких требований к условиям перевозки и соображений безопасности.
Однако импорт осложнили проблемы с логистикой, которые повсеместно возникли из-за санкций. Кроме того, привезти аппаратуру из-за рубежа стало дороже из-за усложнения логистических маршрутов, роста цен на топливо, страхование грузов и работу персонала. IMEDA оценила удорожание логистики в 300-500%. Во многих случаях также проблематично стало оплатить грузы: основные российские банки, с которыми работали дистрибьюторы, попали под санкции. «Иностранные регуляторы «рассматривают транзакции под лупой», дистрибьюторам приходится открывать счета в банках третьих стран, включая Турцию», — рассказал Ванин.
В некоторых случаях трудности вынуждают иностранных производителей урезать портфели товаров на российском рынке на 10-15% и сосредоточиться на поставках более маржинальных видов медизделий, отмечают в IMEDA. Представитель «ЛабКвест» в разговоре с RTVI, в частности, сообщил, что компания будет готова оперативно перейти на китайские аналоги в случае проблем с традиционными поставщиками.
В результате медоборудование подорожало на 18-60% за единицу, оценивал министр здравоохранения Алтайского края Дмитрий Попов. «Некоторые производители с марта уже дважды подняли цены на медтехнику, хотя раньше могли не повышать пять и более лет», — рассказала Ирина Осьминкина. Рост цен также спровоцировала инфляция в США (достигала 9,1% в июне) и ЕС (8,9% в июле). Кроме того, в марте дистрибьюторы закупили оборудование при курсе доллара и евро выше 100 руб. из-за опасений, что поставки в Россию прекратятся или курсы валют вырастут еще больше, рассказала Осьминкина: «Теперь продавать технику себе в убыток никто не хочет. К тому же продажа ниже закупочной стоимости может привлечь внимание налоговой».
Часть зарубежных поставщиков теперь работают по 100% предоплате, хотя раньше позволяли отсрочки оплаты в 90 дней. «Это вызвано не недоверием к российским контрагентам, а опасениями проблем с оплатой в случае новый санкций против банков», — отмечает Осьминкина. Некоторые дистрибьюторы сами предпочитают работать по 100% предоплате — так легче оформлять грузы на таможне, пояснила Осьминкина.