По сведениям RTVI, Минобороны России усиливает работу по ведению информационных операций. Проще говоря, военные начнут активнее участвовать в информационных войнах. Ведомство создает пул экспертов, налаживает психологическую службу и координацию со схожими подразделениями в других госорганах.

Как рассказали RTVI источники, близкие к администрации президента и к Минобороны, военное ведомство озаботилось укреплением собственных служб информационных операций. Причем нововведения связаны не с технической стороной вопроса: с этим и так дело обстоит неплохо. Акцент сделают на создании идеологии и контента. До сих пор военные занимались этим точечно: например, проводили воспитательную работу с личным составом. В Минобороны считают, что обязаны обеспечивать информационную безопасность президента как главнокомандующего и других первых лиц государства.

Для решения этих задач планируется заново отстроить систему мониторинга, выявления и предупреждения информационных атак, в первую очередь, связанных с военными конфликтами, службы быстрого реагирования на информационные атаки, кризисный центр и психологическую службу. Минобороны рассчитывает наладить координацию со схожими подразделениями администрации президента, МИДа, Россотрудничества, ФСБ и других ведомств.

Так, в Минобороны действуют войска информационных операций. В Совете безопасности России готовят концепцию информационных операций России. Росгвардия планирует организовать набор и обучение курсантов по направлению «информационная война; отражение информационных атак». Традиционно работу по организации специальных информационных операций ведет Центр информационной безопасности ФСБ России.

В этом году Минобороны воссоздало главное военно-политическое управление (ГВПУ). В ранге заместителя министра его курирует генерал-полковник Андрей Картаполов. Чтобы подчеркнуть связь с Кремлем, он выступил с закрытыми лекциями для молодежной аудитории на форумах «Машук» и «Территория смыслов», которые организовала администрация президента. По сведениям RTVI в руководстве Минобороны, ГВПУ готовится к широкому полю деятельности, которое не ограничивается сугубо военной спецификой.

«Мы думаем, как обустроить нормативную базу, подготовить законы», — сказал один из кураторов направления в Минобороны. То есть ведомство планирует проекты законов по информационной безопасности и идеологии. «Правительство обладает правом законодательной инициативы. Минобороны является частью правительства. Пусть вносят, мы внимательно рассмотрим», — сказал RTVI глава думского комитета по спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.

Информационный блок в Минобороны ведет первый заместитель министра Руслан Цаликов. По свидетельству очевидцев, на прошлой неделе на закрытой конференции «Психологическая оборона» Цаликов отметил, что Минобороны должно обращать внимание «на все, что укрепляет или разрушает обороноспособность государства».

Конференция, которая прошла в рамках форума «Армия-2018» стала попыткой сформировать экспертный пул: психологов, социологов, политологов, представителей органов власти.

Например, член Международного общества по изучению агрессии (International Society for Research on Agression), представитель научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Ениколопов рассказал военным о распространении фрустрации и агрессии в сетевых дискуссиях. На вопрос RTVI о том, можно ли управлять подобными дискуссиями, он ответил, что «лишь наблюдает как ученый, но не вмешивается».

Заместитель главного редактора ИА Sputnik Антон Анисимов предложил представителям Минобороны подумать над дополнительной идентификацией пользователей, которые используют VPN. Кроме того, с его точки зрения, необходимо установить особый порядок работы СМИ в период и на территории объявленной чрезвычайной ситуации. Например, обязать их распространять официальные сообщения органов власти.

Секретарем конференции выступила директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России, дочь министра обороны Юлия Шойгу. Обобщая выступления экспертов, она подчеркнула, что озабочены падением доверия населения к традиционным средствам массовой информации. Так, несколько спикеров подчеркивали, что из-за недостаточной открытости и цензуры люди разочаровываются в СМИ, а власти теряют каналы влияния. По информации RTVI, Юлия Шойгу может выступить координатором экспертного сообщества для Минобороны и даже возглавить новую психологическую службу при ведомстве. Но она не стала отвечать на вопросы RTVI.

Член Научного совета при Совете Безопасности России Андрей Манойло отметил, что нарастающее информационное давление со стороны США по поводу «атак российских хакеров» и обвинения во вмешательстве России во внутренние дела США свидетельствуют о том, что значение оперативной составляющей в отражении информационных атак противника стремительно возрастает. По его мнению, «психологическую оборону» Минобороны должна дополнять наступательная информационная стратегия, способная перехватывать инициативу у противника в сфере проведения информационных операций и отражать информационные атаки, вести эту работу на международных площадках: БРИКС, ШОС, ЕАЭС.