В Оманском заливе у берегов Ирана два танкера, которые перевозили горючее, попали под атаку и загорелись. Мировые цены на нефть сразу подскочили на 4%. С судов эвакуировали экипаж, в том числе граждан России. Это уже второе подобное нападение в регионе. Кому принадлежат эти суда, кто может стоять за атакой и как на события в Оманском заливе отреагировали в мире, разбирался корреспондент RTVI Артем Филатов.

Столб пламени в Оманском заливе увидели утром 12 июня. На борту двух танкеров прогремели взрывы, после этого начался мощный пожар. Среди членов экипажей — представители разных стран, в том числе 11 россиян.

Frontline, компания владелец судна: «Сейчас моряков перевозят в город Бендер-Аббас. Их безопасность — наша главная задача. С семьями всех членов экипажа судна установили контакт, их информируют о ситуации».

Первый танкер принадлежит норвежской компании, второй шел под панамским флагом, но связан с японским бизнесом.

Сэко Хиросигэ, министр торговли Японии: «Мы узнали, что связанное с Японией грузовое судно атаковали. По нашим данным, никто из членов экипажа не пострадал. Мы экстренно связались с компаниями, которые занимаются этим бизнесом, и проверили нашу систему оперативного обмена информацией».

Сперва скажут о торпеде, затем появится версия о неких бомбах на обшивке танкеров. Эта атака затронула весь мировой рынок нефти. Котировки нефти марки Brent сначала подскочили на 4%, а затем стали возвращаться на прежний уровень.

Вячеслав Кулагин, Центр изучения мировых энергорынков ИНЭИ РАН: «Персидский залив — это то место, где сегодня идут достаточно приличные потоки нефти, примерно 30% всей мировой торговли. Соответственно, это одна из ключевых точек, влияющих на весь рынок нефти. И то, что произошло сегодня, — это развитие той ситуации, которую мы наблюдали ранее с танкерами у побережья ОАЭ».

Прошлая атака произошла 12 мая этого года. Тогда нападению подверглись четыре танкера. США обвиняли связанные с Ираном силы, но официальный Тегеран это отрицал. Теперь в район нового нападения прибыли американские военные корабли. ВМС США расследуют нападение как минимум на один из танкеров.

Митч Макконнелл, лидер республиканского большинства в Сенате: «На данный момент мы не знаем, кто произвел эти последние нападения. Но есть основания подозревать в этом руку Ирана. Я надеюсь, в ближайшие дни у нас появится ясность по поводу ответственных. Но очевидно, что в регионе растут противоречия и нестабильность».

Российский МИД практически сразу высказался в поддержку Ирана.

Сергей Рябков, заместитель главы МИД России: «Я бы воспользовался возможностью предостеречь от попыток возложить ответственность на тех, кто неугоден целому ряду известных государств. Мы наблюдаем в последнее время усиливающуюся кампанию политико-психологического и военного давления на Иран. Не хотелось бы, чтобы события, которые только что произошли, были бы спекулятивно использованы для дальнейшего нагнетания обстановки в антииранском ключе».

Накануне атаки на танкеры премьер-министр Японии Синдзо Абэ завершил визит в Иран, в ходе которого намеревался снять напряженность в отношениях между Тегераном и Вашингтоном. Мог ли Иран повысить ставки с помощью провокации?

Михаил Крутихин, партнер агентства RusEnergy: «Я считаю, вероятность такого безумного поведения — не более нескольких процентов, поскольку Ирану нужно продавать свою нефть. А если кто-то вдруг нарушит снабжение нефтью из Персидского залива, то Иран вообще никому ничего не продаст».

Если же в регионе начнет развиваться самый плохой сценарий, сценарий прямого военного конфликта, от него не выиграют другие экспортеры нефти, в том числе Россия и США.

Михаил Крутихин, партнер агентства RusEnergy: «Радость будет недолгой, поскольку если нефть взлетит в результате военных действий до $140-150 за баррель марки Brent, то это будет означать начало переключения потребителей на другие энергоносители».

По данным CNN, атаку на танкеры в Оманском заливе в ближайшее время обсудят на заседании Совета безопасности ООН.

Как ситуация в Оманском заливе повлияет на нефтяной рынок? Фрагмент сквозного эфира RTVI

Что будет с нефтяным рынком на фоне нападений на танкеры в Оманском заливе, в эфире RTVI обсудили с директором Центра изучения современного Ирана Раджабом Сафаровым и экономистом Сергеем Алексашенко.