Капитан российской армии Игорь Мангушев, позывной Берег, был убит в начале февраля в городе Стаханов, который находится в глубоком тылу в Донбассе. В сети выдвигаются различные версии обстоятельств его гибели — от ограбления и бытовой ссоры в кафе до мести украинских диверсантов. Вдова Мангушева Татьяна Азаревич утверждает, что уголовное дело так и не завели. Она рассказала RTVI об обстоятельствах смерти мужа, почему он приехал в Донбасс и откуда взял череп с которым выступал на Лимоновских чтениях.

Игорь Мангушев родился в Москве в 1986 году. Окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Известен как политтехнолог, создатель православного движения «Светлая Русь», которое выступало против абортов и ЛГБТ, а в 2012 году совместно с силовиками проводило рейды по квартирам нелегальных мигрантов в Москве. В то время Мангушев принимал активное участие в акциях против фальсификации выборов, сотрудничал с «Лигой безопасного интернета». Создал совместно с Романом Теленкевичем (организация «Народный собор») военизированную группу ENOT corp., которая в 2014 году принимала участия в столкновениях в Крыму и боях в Донбассе. В марте 2016 года ушел из ENOT. Организация была признана преступным сообществом, в отношении ее лидеров и бойцов уже вынесено пять приговоров, продолжается суд в отношении еще пятерых фигурантов дела. В 2019 году работал на выборах против Любови Соболь*. Позже выехал в Ливан. С началом военного конфликта на Украине — вернулся в Россию. Командовал подразделением по борьбе с беспилотниками 4-й бригады 2-го армейского корпуса 8-й армии ВС России.

Игорь Мангушев
Фото из архива Татьяны Азаревич

Что известно про убийство

Расскажите, как произошло убийство? Что вам на сегодняшний день известно?

4 февраля, я в тот момент была в Ливане, мне позвонили в 6 утра и сообщили, что Игоря ранили в голову, что ранение очень тяжелое. Мне сказали, что он после службы один уехал из расположения “Сурикатов” [подразделение по борьбе с дронами] в кафе “Апшерон” в Стаханове. Поехал отдохнуть и написать текст. Потом возвращался домой. Мне сказали, что 3 февраля между десятью вечера и полуночью на него было нападение. Машину обстреляли. Его поставили на колени и стреляли в голову из пистолета сверху вниз. Далее кто-то его увез. Я так и не поняла, кто это был. Одни говорят, что это была скорая, другие — что военные.

В стахановской больнице он находился около 14 часов. Там ему пытались остановить кровь. Когда остановили, его перевезли в военный госпиталь при республиканской больнице в Луганске. Там он находился четыре дня. Я смотрела документы из больницы. Оказывается, он реагировал на свет, вообще состояние было лучше при доставке… Сложно об этом говорить. Потом начался отек мозга, он лежал на аппаратах. По документам он умер 8 февраля в 6:12 утра. Мистика, но его смерть совпала со смертью Гиви (позывной Михаила Толстых, погиб в Донбассе в результате покушения 8 февраля 2017 года) вплоть до минуты.

В самой больнице не говорят, кто его привез?

Не говорят. В документах, что я видела, тоже нет ничего. Но известно, что его привезли около часа ночи 4 февраля. Врачи сообщили в полицию, потому что мне после этого звонил начальник уголовного розыска Стаханова.

По какой статье возбуждено дело?

А дело до сих пор не возбуждено. Хотя сроки все уже вышли и по закону дело должно быть возбуждено.

Как это?

Следователь из Следственного комитета в Луганске проводил проверку. Сообщил мне, что все материалы по делу переданы в город Лутугино и в Луганске убийством Игоря больше не занимаются. Кто в Лутугино принял документы мне не сообщили. Общение со следователем вообще было странным, я супруга убитого, но мне ничего не говорят, вообще никакой информации.

Почему Лутугино?

Я не знаю. Туда я еще пока не доехала. Все что мне сказали: “Для проведения проверки все вещи переданы в Следственное управление Следственного комитета ЛНР в Лутугино”. Всё.

А о каких вещах идет речь?

В первую очередь я интересовалась телефоном Игоря. Дело в том, что он у него всегда заблокирован и пароль знаю только я и он. Но именно с его телефона в 6 утра мне позвонил сотрудник УГРО и сообщил о нападении. Значит преступники заставили Игоря снять блокировку.

Я бы хотела посмотреть телефон, они пытались вывести или вывели средства со счета Игоря. В банке мне отказались давать данные об операциях.

Скажите, а наличных при нем не было?

Нет, он ими не пользуется. Самое ценное, что у него было — автомобиль. Но им он был явно не нужен — они его расстреляли из автомата.

Хотел уточнить, он был в военной форме? Каким автомобилем он управлял, это гражданский автомобиль? Чтобы понять — знали они, на кого нападают?

Да, обычная машина — Паджеро. В город он не ездил в форме.

Какие есть версии убийства

В сети были опубликованы разные версии того, что произошло. Помимо версии с ограблением была описана ситуация, что он повздорил в кафе и его догнали, а была версия, что он не остановился у блокпоста, или повздорил с бойцами на нем. Что это за блокпост, где он находится? И, извините, но мне надо спросить: Игорь был пьющий человек? Он был резким, когда выпьет?

Он иногда позволял себе алкоголь, в разумных пределах. В тот день он не пил, так как уже на следующий день ему нужно было на боевые, а перед боевым выходом он никогда не пьет.

Он был дипломатичным и веселым человеком. Никаких конфликтов с ним нигде не возникало. Это могут подтвердить все, кто с ним встречался. Он всегда умел находить разумное решение, и даже не допускал таких ситуаций. Это если говорить, про конфликт в кафе. Я заходила в это кафе, спрашивала сотрудников, но там говорят, что никакого конфликта они не помнят.

Про блокпост я читала совершенно разные версии. Одна “лучше” другой. Вот только это рассчитано на тех, кто никогда не был в Стаханове. А я была, у меня даже видеозапись проезда по этой дороге есть. Никакого блокпоста там нет и не было. Я ездила по ней и в 2016-м и годом позже. Стаханов — это глубокий тыл. Может быть блокпост там был в 2014 году, но это к делу отношения уже не имеет.

Погоня там тоже не могла быть, дорога совершенно убитая. Я всегда поражалась, как Игорь по ней уверенно всегда едет, даже в полнейшей темноте. Он ее прямо идеально знал. Там больше чем на скорости 20 км в час не проедешь. Иначе подвеске конец.

Закрывая тему “блокпоста” — вот пишут, мол, Берег пьяный наехал на скорости на блокпост, парни растерялись, не поняли, что происходит и обстреляли машину. Извините, а зачем тогда его добивать пулей в голову в упор? Про “наехал на скорости” и про “пьяный”, я уже все сказала. Да, и что обсуждать, когда сам блокпост кем-то выдуман.

Ваш муж был вооружен?

Он был без оружия.

Давайте попробуем разобраться с оружием. Вы сказали, что машину обстреляли. Опишите пожалуйста, что это был за обстрел?

Он ехал из Стаханова в Кировск. И потом машина была повернута в сторону Стаханова. То есть он, видимо, хотел развернуться, уехать в город. Машину обстреляли из автомата спереди и сзади. Были пробиты колеса, разбито стекло водительское. Я смотрела тело Игоря, его не били. Пистолет из которого стреляли, судя по пуле, был необычный — я предполагаю, что это был пистолет наподобие Глока. У нас практически никто не ходит с ними. В нашем расположении, например, вообще нет пистолетов. Но я не криминалист, я не могу вам точно сказать, по пулевым отверстиям в машине, сколько было нападавших.

Я читал у некоторых военных блогеров, что после нападения были задержаны два или три человека и их отпустили. Эту информацию они давали без ссылки на источник информации. Вам что-то известно про это?

В первые дни уже было много разных версий. Никакой официальной информации, о том, что кого-то задерживали и отпускали — нет. Мне писали, что якобы был задержан некий гаишник, что он высматривал будущих жертв для нападения в кафе. И потом передавал информацию преступникам, а они уже нападали. Якобы на этой дороге уже было три нападения, но без убийств. Но, еще раз отмечу, что все это на уровне слов, так как официально никто ничего мне не сообщал. Счет Игоря я не могу проверить, поэтому не знаю, было ли ограбление.

Игорь похож на человека, у которого есть что взять?

Если брать контингент, который ходит в это кафе, то да. Игорь всегда стильно одевался, к кафе ходил раз в месяц, у него не было время даже на сон, спал по четыре часа.

Писали, что он мог задолжать и не хотел отдавать какую-то сумму.

Это очередной вброс, ни у кого Игорь в долг не брал, скорее происходило наоборот.

Одним из тех, кто озвучил версию конфликта вашего мужа с бойцами из ЧВК, был бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков. Они были знакомы?

Меня удивило, что он вообще начал давать комментарии по поводу моего мужа. Они не дружили, можно даже сказать ругались. Игорь постоянно посмеивался над ним. И тут вдруг Стрелков проснулся и начал выдавать версии нападения.

Жизнь между Ливаном и Донбассом

А чем Игорь занимался в Донбассе, кроме своего подразделения по борьбе с БПЛА?

Абсолютно всем. На полигоне тренировал ребят, участвовал в создании новых генераторов помех. Помогал со сборами всем, кому что-то было необходимо. Причем это были люди совершенно из разных подразделений, ЛНР, ДНР, даже из Запорожья. Ходил на линию соприкосновения с ребятами. Занимался закупкой снаряжения. У нас на складе всегда было абсолютно все необходимое. От одежды до медицины.

Фото из архива Татьяны Азаревич

Когда он поехал в Донбасс?

Весной 2022 года. До этого он последний раз там был в 2017 году, и уехал оттуда в Африку. Потом мы жили в Ливане.

Игорь общался в чате друзей и соратников — ОПСБ. Эта группа разрослась до огромного количества людей. Сейчас это очень сильная и влиятельная организация. А тогда ее участники как добровольцы начали собирать гуманитарную помощь. После начала СВО Игорь заключил контракт в ДНР, работал с ОПСБ, после окончания трехмесячного контракта, он и его группа “Сурикаты” заключили контракты в Народной милиции ЛНР (после переаттестации военнослужащие ЛНР и ДНР были зачислены в состав ВС России — прим.RTVI).

Африка, Ливан, Сирия, потом Донбасс, зачем ему вообще это все было нужно?

Русский офицер Игорь всегда был любителем горячих точек. Это его жизнь. Он мечтал увидеть горящий Киев.

С чем была связана эта ненависть к Киеву?

С событиями 2014 года, с убийством людей в доме профсоюзов в Одессе, с обстрелами Донецка.

Скажите, в последнее время не было каких-то новых проектов, с которыми могли бы быть проблемы? Не было угроз?

Он не любил говорить о своей работе. И вообще он хотел, чтобы я от этого подальше держалась. У нас как раз последний разговор с ним был, либо я к тебе еду и перевожу все наши вещи из Ливана или ты возвращаешься, потому что какой смысл мне одной жить там, я не для этого замуж выходила. А он мне сказал — ты должна быть в Ливане, потому что ты мой якорь, если мне придется уходить. Он должен был в марте приехать ко мне в Ливан обговорить будущее.

В каком смысле “придется уходить”?

Во время военных конфликтов история может по разному сложиться. Вдруг, как в 2017 году, всех начнут сажать. Как тех, с кем он делал “енотов”. Там были серьезные сроки по 10-14 лет.

Групповое фото подразделения «Сурикаты». Игорь Мангушев сидит справа
Фото из архива Татьяны Азаревич

ЧВК “Енот” признали организованной преступной группой, а Игоря не посадили, как это вышло?

Как мне рассказывал Игорь, там была такая ситуация: это не было ЧВК, это придумали журналисты. Это была группа добровольцев, они участвовали в боях в Дебальцево, Чернухино, за Ясиноватую. Они создали военно-патриотическую организацию, у нее было финансирование, делали закупки на военно- патриотическое воспитание подростков и так далее. Но в 2016 году деньги закончились. Игорь искал спонсора. А те ребята, которых посадили, решили, что ждать не будут и решили проводить рейды и разводить людей. Игорю это очень не понравилось и он ушел, с ним ушли и другие, к ним тоже вопросов со стороны власти не было. А те, кто остался, скатились к обычному грабежу. Но так как он был один из учредителей, его все равно могли взять. И когда он получил информацию, что сейчас за него возьмутся, он уехал из страны.

Как же он вернулся?

Когда началась спецоперация ему сообщили, что против него дело временно приостановлено. И что ему “дают коридор” в Донбасс.

В боях за какие населенные пункты участвовал ваш муж?

“Сурикаты” участвовали в битве за Мариуполь. Игорь помогал артиллерии у “Азовстали”, летал там и передавал координаты. Собственно, на выступлении с черепом он и говорит: «мы их сами … (убили — прим. RTVI)» . А дальше много где, в Донбассе. Последнее место — под Кременной.

Череп с «Азовстали»

Скажите, а вот история, когда Игорь выступил на Лимоновских чтениях в Донецке с черепом бойца ВСУ, это был театральный реквизит или реальный череп?

Реальный. Мы с Игорем гуляли по “Азовстали”. Я увидела военную форму с синей изолентой, решила снять с нее шеврон с группой крови на память или как сувенир кому-нибудь. Среди русских военных — это нормальная практика. Украинцы тоже собирают. Потянула и тут вывалились из формы кости и череп. Игорь сразу побежал в машину за пакетом. Он взял этот череп, жена какого-то его товарища очень хотела череп украинца.

Про шевроны понятно. Но тут череп… Вы говорите, что для товарища, но выступал с ним Игорь.

Это было спонтанное решение. Мы пошли на поэтические чтения, и вдруг Игорь загорелся, что должен выступить с черепом. Он побежал в машину, надел перчатки, взял череп. И, собственно, дальше вы все знаете. Я уже тогда поняла, что это закончится каким-то скандалом.

Участник Иностранного легиона Украины Кристс Анцанс из Латвии рассказывал в интервью латвийским журналистам, что хранит как сувенир зубы российского танкиста. Многих в России этот факт возмутил, а тут череп…

Игорю он был не нужен, он его отдал. Просто использовал в перформансе, это была отсылка к Шекспиру.

Однако это вызвало волну ненависти и многие украинцы писали, что надо отомстить за осквернение праха защитника “Азовстали”. Не думаете, что его убийство может быть связано с местью?

Не думаю, потому что прошло столько времени с того момента. Если бы это были украинцы, они бы про это кричали на каждом углу.

Где похоронили Игоря Мангушева?

Мы его кремировали. Там была такая ситуация, что за его череп назначили цену $70 000. И какое-то время перед поминками мы прятали его тело. Люди разные, а сумма большая. Кремацию делали в Подмосковье. При нас тело отправили в печь. Гроб охраняли бойцы, мы опасались, что враги подкупят сотрудников морга или охранников крематория и отрежут Игорю голову. Поэтому проконтролировали каждый этап кремации.

Правда ли, что ваш муж завещал развеять свой прах над морем в Ливане?

Да. У него любовь к морю. Он служил в военно-морском флоте. Без моря он не мог жить.

Когда он просил вас его развеять?

Осенью 2022 года. Раньше он не собирался умирать, всегда был уверен в себе. А последнее время говорил о смерти: “Если я умру, не верь, пока сама не увидишь, потому что могут соврать”. Много таких разговоров было.

* внесена в единый реестр иноагентов Минюста России