Прошел ровно месяц с тех пор, как городской совет Бирмингема 5 сентября объявил себя банкротом. Дефицит бюджета второго по величине города Великобритании составил £87 млн фунтов. Местные власти заморозили все новые расходы, кроме самых насущных. Корреспондент RTVI отправился в Бирмингем, чтобы своими глазами посмотреть, как сейчас живет город-миллионник на западе Англии, который известен своей промышленностью, ювелирным искусством, которое некогда славилось на всю Европу, и одним из самых старых английских профессиональных клубов «Астон Вилла».

«Все не так уж плохо»

«Многим со стороны кажется, что у нас здесь все плохо. Но это не так. Всегда есть куда сходить: рестораны, бары, кофейни — все работает, как обычно», — говорит бариста Адам.

И действительно, в торговом центре неподалеку от железнодорожного вокзала полно людей. Они стоят в очередях в магазинах, сидят в ресторанах и кафе. Еще более оживленным выглядит местный Хай-Стрит (главная улица города), пройти сквозь который было тем еще приключением.

Мария Кулик для RTVI

Улица буквально гудела. Музыканты, футбольные фанаты, религиозные активисты — все они пытались привлечь внимание прохожих, которые наверняка мечтали свернуть в какой-нибудь тихий паб за углом. Так поступила и корреспондент RTVI в поисках собеседников, с которыми можно пообщаться в спокойной обстановке.

«Питейные заведения оживают ближе к вечеру, — делится бармен Джо. — Тогда еще больше народу будет. Меня на самом деле очень удивило то, что город объявил себя банкротом. В прошлом году у нас проходили Игры Содружества, столько спортсменов приехало. Многомиллионные инвестиции привлекли. Новый центр водных видов спорта открыли, «Александр-Стэдиум» отремонтировали. В 2026 году ждем чемпионат Европы по легкой атлетике. Надеюсь, его не отменят из-за того, что мы теперь банкроты».

В 2022 году Игры Содружества принесли британской экономике не менее £870 млн. Это событие принесло графству Уэст-Мидлендс не только новые спортивные объекты мирового класса, но 9 тысяч рабочих мест. Игры Содружества стали крупнейшим спортивным событием в Англии за последние 10 лет. Тогда никто и представить не мог, что совсем скоро Бирмингем объявит о банкротстве. Но уже тогда не все бирмингемцы были рады тому, что их город оказался в центре такого внимания.

«Все только и говорят про эти инвестиции, про новые объекты, про международный опыт. А на самом деле взять, к примеру, Олимпийскую деревню для спортсменов. Зачем она была нужна, если ее даже не использовали? Просто выбросили деньги на ветер», — жалуется Джо.

Теперь Бирмингему остро не хватает денег. Дефицит бюджета образовался из-за многочисленных выплат по искам коммунальщиц, пострадавших от дискриминации в оплате труда. Жительницы Бирмингема, которые занимались традиционно «женскими» профессиями (уборщицы, работницы общепита, ассистентки преподавателей), получали зарплату меньше, чем мужчины. Также им не давали премий, которые полагались другим сотрудникам — к примеру, сборщикам мусора или уборщикам улиц.

На самом деле финансовые баталии начались не вчера — они длились больше десять лет. Еще в 2010 году 5000 возмущенных работниц горсовета добились возбуждения дел о равной оплате труда в суде. С тех пор горсовет выплатил почти £1,1 млрд по искам о равной оплате труда. Сейчас городу предстоит оплатить счет на £760 млн, который увеличивается на £14 млн каждый месяц.

Другая проблема, ударившая по бюджету Бирмингема, — переход муниципалитета на новую облачную IT-систему Oracle. Он затянулся на годы, а его смета за это время достигла £100 млн.

«Бирмингем не продается»

Активисты местных профсоюзов заявляют, что главной причиной банкротства стали «годы хронического недофинансирования местных органов власти правительством Великобритании». В конце сентября представители Совета профсоюзов города устроили митинг под названием «Бирмингем не продается».

«Этот митинг — наше послание правительству. Мы хотим сохранить рабочие места, предотвратить сокращение в сфере услуг, а заодно добиться снижения налогов!» — провозглашали митингующие под стенами муниципалитета.

«Очень надеюсь, что местные власти не перестанут платить мне зарплату», — смеется учительница начальных классов Маргарет.

Она рассказывает, что недавно в центре города построили новую библиотеку. «Выглядит она, конечно, красиво. Но работает всего до пяти вечера. А знаете, во сколько она открывается? В одиннадцать утра! И когда в нее ходить? Да у местных властей просто нет денег, чтобы ее содержать. Еще у нас периодически забывают подметать улицы. Для этого даже заявку нужно специальную отправлять. Почему крупнейший муниципалитет в Европе не может решить эту проблему?» — сетует Маргарет.

Но многим бирмингемцам, с которыми удалось пообщаться корреспонденту RTVI, все равно кажется, что все не так плохо. Город активно развивается, даже несмотря на временные трудности.

Мария Кулик для RTVI

«Безусловно, стоимость жизни повысилась — но у нас так по всей стране. Муниципальный налог вырос, инфляция. Тем не менее, в городе есть работа, строят новые дома. Дороги, вон, в центре ремонтируют. Понятно, что из-за банкротства многие проекты поставят на паузу. Ну, а что мы можем сделать?» — признает прохожий Оливер.

Жители признают: прошло не так много времени с тех пор, как город объявил о банкротстве. И об изменениях в жизни Бирмингема говорить еще рано. Как писала BBC, власти пообещали сохранить в полном объеме все «насущные услуги», среди них — образование, социальную помощь, детские пособия, ремонт дорог и сбор мусора. «Но это означает, что, вероятно, будут сокращены другие услуги, которые совет считает «несущественными». Пока не ясно, что это такое», — признавали журналисты издания. В горсовете Бирмингема пока не могут пояснить, что же имеется в виду.

Хотя Бирмингем и самый крупный, но не первый населенный пункт в Британии, который обанкротился. Совет муниципалитета Таррок в Эссексе объявил себя банкротом в декабре прошлого года. Лидер его лейбористской оппозиции Джон Кент уверен, что жители в Бирмингеме быстро заметят перемены.

«Мы увидели более грязные улицы, траву косят реже, наш единственный театр теперь находится под угрозой. А все автобусные маршруты по льготам в нашем районе недавно были отменены», — рассказывал оппозиционер BBC. По его словам, муниципальный налог Тарроке вырос на 10% в прошлом году и, вероятно, снова вырастет на ту же сумму в этом.

«Не повод уезжать в Лондон»

Между тем культурная жизнь Бирмингема не дремлет. Каждую осень здесь проходит фестиваль Birmingham Open Studios, который застал корреспондент RTVI. Художники и ремесленники выставляют свои работы прямо в павильонах. Здесь можно не только что-нибудь приобрести, но и пообщаться с людьми искусства вживую, а еще «подсмотреть» за их творчеством. По словам организаторов, Birmingham Open Studios был придуман для того, чтобы «разрушить барьер между художниками и любителями искусства». Объявление о банкротстве никак не отразилось на фестивале в этом году.

«Мне главное, чтобы было где выставлять свои работы. Может быть, нам бы и хотелось, чтобы городские власти поддерживали молодых художников. Но если есть возможность хотя бы просто творить и делиться искусством с миром — это уже хорошо», — философски рассуждает художница Анна.

К вечеру люди стали заполнять местные пабы и клубы. Бирмингем — очень молодой город. Здесь есть пять университетов, а почти треть населения — это люди моложе 25 лет.

Мария Кулик для RTVI

«Мне все нравится, и уезжать я не собираюсь, — поделился с RTVI работник благотворительного магазина Том. — Да, многие рвутся в Лондон. Но это столица, и жить там недешево. В целом меня все устраивает. Правда, если бы еще наш вокзал отремонтировали, а то всё только обещают».

Из того, что сейчас реально беспокоит многих бирмингемцев, — это чистота улиц. Хотя власти пообещали, что город не превратится в свалку

«А я вот все равно переживаю, что будет с нашим мусором, — поделилась с RTVI местная жительница Лиз. — Его же и так не убирают. В центре еще ничего, а вот за его пределами… В некоторых районах мусор могут не забирать месяцами! У меня возле дома такого не происходит, но для моих знакомых с окраин это реальная проблема. А мусорщики просто руками разводят — мол, надо поговорить с супервайзером. Я даже в городской совет насчет этого писала, но пока ответа нет».

Бирмингем — это многонациональный город, его пестрота бросается в глаза. Здесь есть мусульманская, буддистская, индуистская и сикхская диаспоры.

«Люблю Бирмингем за его культурное разнообразие, у меня есть приятели со всего мира, — говорит Джессика, с которой корреспондент RTVI разговорилась в пабе. — Мы все очень разные, но прекрасно уживаемся друг с другом. Я, например, часто хожу в церковь. Хотелось бы, чтобы правительство уделяло больше внимания религиозным организациям, но ему, наверное, сейчас не до нас. Все равно у нас прекрасный город. Обязательно прогуляйтесь вдоль каналов, загляните в наш старинный собор. Там, кстати, витражи прерафаэлиты расписывали. На самом деле проблемы были, есть и будут всегда, но это не повод паниковать».

Бирмингем стал самым крупным муниципалитетом в Британии, объявившим о банкротстве, но не единственным. Как пишет The Evening Standard, до этого финансовую несостоятельность признали несколько районных и городских советов. В июне 2023 года уведомление S114 (о нехватке средств в бюджете) выпустил город Уокинг. До этого — лондонский пригород Кройдон, муниципалитет Таррок в Эссексе, городок Слау в графстве Беркшир, боро (район) Хакни, а также церемониальное графство Нортгемптоншир. «К сожалению, эта тенденция не показывает признаков ослабления. Тревожно, что 30% советов Великобритании рассматривают вариант S114, при этом местные власти изо всех сил пытаются “вытянуть” бюджеты”, — признает The Evening Standard.

Самый известный в мире город-банкрот — американский Детройт (штат Мичиган). Некогда «автомобильная столица» США пришла в упадок после нефтяного кризиса 1970-х. Многие его заводы закрылись, жители разъехались, оставив заброшенными целые районы и даже небоскребы. Некоторые кварталы считаются небезопасными. Но сам центр выглядит благополучно, там осталась культурная жизнь, проводятся спортивные мероприятия. В Детройтском городском округе по-прежнему находятся офисы правления автомобильных компаний «Большой тройки» — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер».

Мария Кулик, Бирмингем