После начала «спецоперации» на Украине Роскомнадзор заблокировал больше 82 тысяч интернет-ресурсов. Принятые в первые дни марта поправки в КоАП и УК грозят большими штрафами, а также лишением свободы за распространение фейков и информации, дискредитирующей Вооруженные силы России. После этого некоторые российские СМИ объявили о приостановке работы из-за условий, приближенных к военной цензуре, другие — были заблокированы по требованию контролирующих ведомств. RTVI разбирался, как всего за несколько месяцев изменилось законодательство, а вместе с ним и работа журналистов в России.

Массовые блокировки

В рейтинге свободы слова, который составили «Репортеры без границ» в 2022 году, Россия опустилась с 150-го места на 155-е и оказалась по этому показателю между Беларусью и Афганистаном. «Российское правительство взяло на себя полный контроль над новостями и информацией, введя масштабную военную цензуру, заблокировав средства массовой информации и преследуя неподчиняющихся журналистов, вынудив многих из них покинуть страну», — пояснили такую оценку в международной организации.

24 февраля Роскомнадзор опубликовал предупреждение для СМИ о том, что при освещении “спецоперации” на Украине можно использовать только информацию, полученную от официальных российских источников, так как только они «распространяют достоверные и актуальные сведения». За неисполнение ведомство грозило незамедлительной блокировкой материалов по статье 15.3 закона «Об информации» и штрафом до 5 млн рублей по статье 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации».

В течение последовавших месяцев был заблокирован доступ к более чем 50 иностранным и российским СМИ. Среди них оказались и ресурсы, признанные раннее иноагентами, и украинские издания, и зарубежная пресса — их всех объединял подход к освещению конфликта на Украине. В течение нескольких недель недоступными без VPN стали сайты «Русской службы Би-би-си», «Медузы»*, телеканалов Euronews и «Дождь»*. Буквально на следующий день после отключения телеканала Euronews от эфира на этой же частоте начал вещание государственный канал «Россия 24». Вскоре на его месте запустился новый телеканал «Соловьев.Live», созданный журналистом Владимиром Соловьевым.

Массированную блокировку СМИ Роскомнадзор объяснял злоупотреблением журналистами свободой слова. Возмущали ведомство не только статьи, основанные не на брифингах Минобороны России, но и «материалы, в которых проводимая операция называется нападением, вторжением, либо объявлением войны». В результате СМИ, продолжавшие работать в России, начали сопровождать свои публикации дисклеймером о том, что публикуемая информация не подтверждена российскими властями и может не соответствовать действительности.

Некоторые издания не смогли смириться с новыми условиями существования и заявили о самороспуске. Так, после серии предупреждений от Роскомнадзора, временно приостановили работу екатеринбургское интернет-издание Znak.com и томский телеканал ТВ-2. «Работать так, как мы считаем нужным, стало невозможно, а работать так, как считают нужным власти РФ, мы не будем», — прокомментировал это решение главный редактор канала Виктор Мучник.

По тому же пути пошла и «Новая газета» — 28 марта она приостановила выход публикаций на сайте «до окончания военных действий». Новый проект, созданный частью уехавших из России журналистов издания — «Новая газета. Европа» — просуществовал в открытом доступе тоже недолго — всего 22 дня.

Одна из недавних блокировок коснулась медиапортала «Верстка». Формальным поводом для этого стала публикация статьи, в которой рассказывалось о правозащитниках и волонтерах, занимающихся поиском пострадавших от действий российской армии на Украине. Если по началу блокировались только ссылки на конкретные материалы, то очень скоро Роскомнадзор стал убирать из доступа целые доменные имена сайтов.

По словам руководителя «Роскомсвободы» Артема Козлюка, это связано сразу с несколькими причинами. «Где-то это такое вот решение суда или госоргана — мы выявили запрещенную информацию, а в какой статье и какую именно — думайте сами. Где-то это желание расправиться целиком с медиа под предлогом мелкого нарушения. Ну а в целом, это даже технический момент: подавляющее большинство сайтов в интернете в наши дни работают по шифрованному протоколу https, заблокировать отдельную страницу такого ресурса невозможно без блокировки всего домена целиком», — рассказал RTVI Козлюк.

Список заблокированных СМИ пополнили и издания из других стран. В начале июня по требованию Генпрокуратуры был заблокирован доступ к финскому новостному порталу Yle.fi. В редакции издания подчеркнули, что решение российских властей не стало для них неожиданностью. До этого в перечне оказались белорусское «Еврорадио», польский информационной портал «Вот так», эстонское издание Postimees, израильские «Девятый канал» и «Вести Израиля».

Большие штрафы и сроки

Закон о фейках и дискредитации Вооруженных сил России, вводящий уголовную ответственность за распространение «недостоверной информации», был принят через несколько дней после начала “спецоперации”. Его инициаторами стали председатель Госдумы Вячеслав Володин, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский (умер 6 апреля), депутат и журналист Петр Толстой и сенатор Валентина Матвиенко.

Законопроект был внесен в Госдуму еще в 2018 году, а ко второму и третьему чтениям — существенно доработан. Так, в нем появилась статья о наказании за распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации о Вооруженных силах России штрафом до 1,5 млн рублей и лишением свободы на срок до трех лет. За нарушение закона с использованием служебного положения или с другими отягчающими обстоятельствами срок лишения свободы составляет 10 лет. Первоначальная версия документа таких положений не содержала.

Кроме того, законодатели одобрили поправки в КоАП. За публичную дискредитацию российской армии теперь грозит штраф до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до трех лет. Аналогичное наказание, только с еще большим штрафом (до 500 тысяч рублей) депутаты предусмотрели и за призывы к введению санкций против России.

Во многом именно этот законопроект стал причиной, по которой некоторые СМИ объявили о прекращении работы.

СМИ дадут «право на ошибку»

30 июня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении одобрила законопроект, который разрешит Генпрокуратуре без суда блокировать СМИ за , нарушение законодательства. Документ был внесен на рассмотрение в апреле группой депутатов из комитета по безопасности и противодействию коррупции. Еще на этапе первого чтения законопроект получил негативный отзыв от главы Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Валерия Фадеева.

«Существующих инструментов для регулирования деятельности СМИ достаточно», — сказал тогда Фадеев. Однако, несмотря на критику, законопроект тоже был принят в сжатые сроки — процесс рассмотрения в Госдуме занял меньше трех месяцев. Небольшую поблажку для журналистов в законопроекте сделали после встреч и совещаний с представителями ведущих СМИ и СПЧ.

«Все они, по сути, говорили о необходимости разделить санкции к иностранным и к российским СМИ, предусмотрев, как они это назвали, „право на ошибку“. Мы это пожелание учли и выполнили. Поэтому ко второму чтению меры реагирования на действия российских и иностранных СМИ разделены», — пояснил RTVI депутат Александр Хинштейн.

Согласно документу, если российские СМИ опубликуют фейки о российской армии, то они не лишатся лицензии сразу, как это было изначально предусмотрено. Сначала, в качестве предупреждения, действие лицензии будет приостанавливаться на срок до трех месяцев или до устранения обстоятельств правонарушения. Если издание не выполнит требование в указанные сроки, то ему дается еще один шанс. Во второй раз лицензию приостановят на полгода. Третьего шанса не будет.

Для иностранных СМИ будут действовать другие правила — моментальный отзыв лицензии и аккредитации на работу в России. Закон не затрагивает телеграм-каналы и другие мессенджеры, а касается только официально зарегистрированных медиа. «Это тема для отдельного, очень непростого разговора, поскольку установить ограничения можно. Вопрос в том, как они будут исполняться. В отношении других источников информации действует единый, общий закон о фейках, — рассказал RTVI Хинштейн. — Неважно, где они были распространены, в телеграм-канале, на автобусной остановке или в очереди за спичками».

Руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк уверен, что новый законопроект о внесудебной блокировке СМИ преследует лишь одну цель — дальнейшее подавление свободы слова в стране. «На блокировки это влиять будет опосредованно. Не стоит ждать в ближайшей перспективе снижения количества медиа, которые будут находиться под блокировкой или иной формой цензуры — навешивания статусов иноагентов, нежелательных организаций, угроз административного или уголовного преследования главредов и журналистов», — уверен эксперт.

Актуализация, а во многом и ужесточение иноагентского законодательства — еще одна форма давления на СМИ. Новый законопроект, принятый Госдумой 29 июня, с одной стороны, призван систематизировать действующие в разных документах нормы, а с другой стороны — вводит новые ограничения. Так, иноагенты теперь не смогут получать госфинансирование даже на творческие цели, не смогут преподавать и распространять информацию среди несовершеннолетних.

«Иноагентом теперь можно признать человека за то, что он находится „под иностранным влиянием“, за то, что он занимается политической деятельностью, за то, что он распространяет информацию для неограниченного круга лиц. Получается, что все журналисты теперь автоматически попадают под одно из условий, потому что все журналисты по долгу своей профессии занимаются распространением информации и получают какие-то деньги за это. Вот вам и основания для внесения в реестр», — сделала в разговоре с RTVI вывод ведущий юрист Центра защиты прав СМИ** Галина Арапова***.

* признаны в России СМИ-иноагентами

** признан в России иноагентом

*** признана в России физлицом-иноагентом