17 августа СМИ сообщили, что в Ростове-на-Дону российский военнослужащий из-за спора об Украине застрелил азербайджанского таксиста во время поездки. Якобы в пылу ссоры офицер достал 9-миллиметровый ПМ и четырьмя выстрелами убил оппонента. Многочисленные комментарии в соцсетях сводились к тому, что эмоции из-за происходящих событий выходят из-под контроля, и это становится угрозой для всех граждан страны. Корреспонденты RTVI расследовали обстоятельства этого громкого дела, побывали в селе Рясное, где жил убитый, и выяснили, что события могли выглядеть совершенно иначе.

Не таксист, и не азербайджанец

Сын убитого, Роман Романович Говасари, рассказал, что его отец не был азербайджанцем, и таксистом постоянно не работал. «Отец был уроженцем республики Азербайджан, но мы по национальности являемся удинами. Это малочисленный народ древней Кавказской Албании. У нас свой язык, а вероисповедание — христианство. Касаемо того, что он был таксист — нет. Человек был работягой. Всегда работа была.В основном это была стройка. А по вечерам он мог выехать. Даже само кафе «Мир» [рядом с которым произошло убийство] — там были охранники, он мог после смены элементарно их довезти до дома. Называть человека после этого таксистом не правильно».

Кафе «Мир»
RTVI

Семья Говасари жила в селе Нидж в Азербайджане, недалеко от Габалинской радиолокационной станции. Рядом был советский военный городок, 5 русскоязычных школ. Когда начался распад СССР, семья Говасари переехала в Россию. Роману Говасари-старшему было тогда всего 17 лет, так что большую часть своей жизни — 34 года — он прожил в России.

«Разъезжались по-разному. Кто-то — в Краснодар, кто-то — в Иваново, кто-то — в Московскую область, а кто — в Ростов-на-Дону. Всегда кто-то уезжал, чтобы были родственные связи, чтобы как общинами жили, так и здесь. У меня отец, если не ошибаюсь, с 94 года прописан на территории Ростовской области. Он с 70-го года, в 17 лет он переехал, в 90-м году получил гражданство Российской Федерации, то есть 32 года он был гражданином РФ», — рассказал сын убитого.

По словам сына, Роман Говасари не любил сидеть без дела. И в последний день, несмотря на то, что родственники звали его к застолью, он решил выехать в город, чтобы заработать немного денег. «В час ночи я разговаривал с отцом, уже в ночь на 15-е. Он был у тети. Он сказал: я уже уехал в город, я покатаюсь немного — и домой. Через полтора часа мне звонит дядя, в шоке, с криками, в слезах говорит, что отца убили».

Жена и дети в этот момент были на море. Он отправил их отдыхать, а сам остался в городе — поработать на стройке и присмотреть за домашним кроликом. Семья не верит, когда в прессе пишут, что он пошел на конфликт с каким-то военным из-за Украины — говорят, что это на него совсем не похоже.

Роман Говасари-младший
RTVI

«Аполитичный был от слова совсем»

Соседи убитого рассказывают, что Говасари с утра до ночи работал на стройке или «таксовал», политические вопросы с ними не обсуждал — только спорт, особенно — футбол. Украинские события его не волновали: там никто у него не живет, да и все в Ростове к этой теме привыкли, особенного обсуждения она давно не вызывает. А Россию он воспринимал как страну, которая спасла его семье жизнь.

«О вспыльчивости я вообще не могу говорить. Он мирный человек. Если возникал какой-то конфликт, он его словесно мог решить. Говорить о том, что он сам мог нарваться — ни в коем случае. Слово «политика» мы никогда дома даже не упоминали. Он мог смотреть телевизор, но только сериалы и фильмы. Он никогда даже новости не смотрел, потому что он аполитичный был от слова совсем. Политика его никогда не касалась. Мы разговаривали про спорт, про футбол, про рыбалку… а говорить про политику — это не то что табу какое-то было, просто это не было в наших интересах. Поэтому версия, которая гуляет по СМИ, о том, что таксист разговаривал с военным про политику, — никогда в жизни, я в это не поверю. Если человек 51 год не разговаривал про политику, в один вечер он не начнет про нее разговаривать», — рассказал Роман Говасари-младший.

Из тех деталей, которые удалось узнать RTVI, складывается совершенно другая картина преступления. Роман Говасари не работал таксистом постоянно, и, вероятно, не получал заказы через интернет. То есть он мог подъехать к кафе не вместе с клиентом, как писали в прессе, а наоборот, в поисках клиента. В таком случае, версия о том, что он ссорился с пассажиром в дороге, рассыпается.

Также удалось выяснить, что по некоторым (неподтвержденным) данным, из четырех пуль, выпущенных убийцей, одна попала в радиатор машины. Если это так, то стрелявший должен был находиться снаружи, а не внутри автомобиля. Если стрельба шла снаружи, то возникает вопрос, куда двигался военный: от машины к кафе или от кафе к машине? Разница принципиальная: человек, едущий в кафе, может быть в совершенно ином состоянии, по сравнению с человеком, идущим из кафе к такси.

Вызывает вопросы и версия про «спор об Украине». Ее выдвинуло издание 161.ru, ссылаясь на свои источники в правоохранительных органах. Но камеры слежения (около места преступления их несколько) вряд ли пишут звук, а о свидетелях преступления пока ничего не известно. Кафе «Мир» стоит довольно обособленно: с одной стороны — стройка, с другой — еще одно кафе, сзади — бизнес-центр. На другой стороне улицы, где стояла машина Говасари, — набережная.

Несмотря на то, что убийство произошло около двух часов ночи, по словам работников кафе, людей в это время много: ночью здесь оживленно, шумно, музыка, салюты и петарды. Поэтому в заведении якобы никто не слышал выстрелов, хотя убийство произошло рядом, через дорогу. Кроме того, RTVI удалось узнать, что примерно за 10 минут до убийства машину Говасари рядом с кафе видел его знакомый, который тоже подрабатывал извозом. Если это правда, то данный факт скорее подтверждает версию о том, что Говасари приехал к кафе, рассчитывая встретить клиента. И, следовательно, ссоры в пути, по дороге, произойти не могло.

Все эти предположения было бы легко прояснить, имея видео с камер слежения. Но эти видеозаписи пострадавшая сторона пока не получила — они находятся в распоряжении следствия. Вероятно, что-то смогут рассказать люди, которые вызвали Скорую помощь, — СМИ сообщали, что их личности неизвестны, но вероятно, следствие сможет их установить. Семья погибшего в настоящее время самостоятельно разыскивает свидетелей убийства и надеется на справедливое судебное разбирательство.

Если вы стали очевидцем стрельбы в Ростове-на-Дону на улице Береговая в ночь на 15 августа 2022 года, просьба сообщить об этом в редакцию RTVI по телефону +7 (499) 579-86-96 или по электронной почте: news@rtvi.com.