Прощание с империей: кто и зачем пытается избавиться от российского исторического наследия в Украине
После борьбы с наследием Советского Союза в Украине решили забыть и имперскую историю страны. Институт национальной памяти предлагает переименовать города, улицы и убрать памятники, которые связывают Украину с Российской империей. Эту борьбу с прошлым уже назвали модным словом «деколонизация», а первые законопроекты по «демонтажу памяти» отправили в Верховную раду. Как в Украине пытаются переписать собственную историю, разбирался корреспондент RTVI в Киеве Антон Полищук.
Древнейший храмовый комплекс Украины София Киевская — предмет национальной гордости и восхищения. Три сотни лет он усеян двуглавыми орлами. Так уж сложилось, что символ власти Российской империи стал частью фасада и неотъемлемой составляющей Софии. В нескольких шагах от комплекса стоит памятник Богдану Хмельницкому, установленный в 1888 году, во времена правления императора Александра III. Теперь, судя по планам Института национальной памяти, эти сооружения могут попасть под деимпериализацию.
Громкий процесс возглавляет руководитель института Владимир Вятрович. Именно он после Евромайдана стал идейным вдохновителем и руководителем декоммунизации. Теперь, когда от советского прошлого избавились, пора взяться и за имперское.
Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти: «Деколонизация будет включать переименование топонимов, а также устранение из публичного пространства памятников имперского прошлого. Она может иметь и другие интересные аспекты, например, возвращение к историческим датам основания тех или иных населенных пунктов.
В первую очередь Институт национальной памяти скорректирует даты основания городов на юге страны и в Крыму. Историки убеждены, советские власти намеренно переписывали историю, подгоняли важные этапы развития Украины под период, когда страна была частью Российской империи. Одесса, к примеру, была заложена еще в XV веке, а не во времена правления Екатерины II, как считалось раньше. На самом деле Одесса начиналась с крепости Коцюбеев, которую построил еще великий князь литовский Витовт, а это было задолго до 1794 года, который Википедия определяет как дату основания города.
Но скептики предупреждают: в этом деле главное не переусердствовать, как в случае с Запорожьем. Было время, когда городу приписали совсем немыслимое основание — еще до Киевской Руси. От этого многим в Украине стало неловко.
Виктор Брехуненко, доктор исторических наук: «Имперская дата несколько лет назад была заменена горсоветом другой, но она смешная. Я уже не помню точно, но они сразу погрузили историю города в Х век и связали с князем Святославом, а потом ушли еще дальше».
Сергей Белашко, директор «Агентства социальных коммуникаций»: «Регулярная планировка Киева была введена при Николае I. Тогда, в имперский период, и появились все названия улиц в центральной части города — Московская, Институтская, Банковая. Это же все оттуда».
Киево-Печерская лавра Фотография:
Zuma / TASS
В столице действительно есть, где разгуляться: повсюду можно найти имперский след. Чего стоят улицы имени генерала Богговута, атамана Ермака или депутата киевской Думы Чоколова. В Киево-Печерской Лавре и вовсе захоронен Петр Столыпин, ведь знаменитого николаевского премьера убили именно в Киеве. Сама Лавра почитает святость семьи последнего русского императора и, очевидно, менять свою позицию не планирует. Заставить руководство древнего храма пересмотреть историю и роль России в ней будет не так-то просто. Тем более что все три украинские Лавры остаются частью московского патриархата.
В Верховной Раде к инициативе деколонизации пока относятся скептически. Член комитета по культуре Виктор Еленский в интервью RTVI рассказал, что лучший способ избавиться от имперского прошлого — переосмыслить его, а не бездумно запрещать и уничтожать все упоминания и символы.
Виктор Еленский, депутат Верховной рады Украины: «Мы входили в эту империю, и есть вещи, которые об этом напоминают. Задача политики мемориализации — это не разрушение этого всего, а объяснение обществу смыслов, как все было на самом деле».
Музей Полтавской битвы Фотография:
Николай Чуваев / WikiCommons
Новые смыслы в Украине уже намерены придать музею Полтавской битвы. Установленный у здания памятник Петру I планируют передать Эрмитажу, экспозиции переформатировать, а сам заповедник переименовать.
Тарас Чухлиб, доктор исторических наук (Институт истории Украины НАН Украины): «Государственный историко-культурный заповедник „Поле Полтавской битвы‟ по сути восхваляет славу русского оружия, шведского оружия и мало говорит о славе украинского оружия. Да, мы тогда проиграли, но мы стремились к независимости. Предлагается изменить концепцию и название. Назвать этот историко-культурный заповедник „Украина в Северной войне 1700-1721 года‟».
Виктор Еленский, депутат Верховной рады Украины: «Памятники — это особая история, ведь это не просто символы, а исторические артефакты. Но во время войны и агрессии, с которыми столкнулась Украина, ее политика памяти (а такую политику выстраивает любая страна) должна опираться на людей и события, которые сформировали эту страну».
Сергей Белашко, директор «Агентства социальных коммуникаций»: «Я говорил об этом еще несколько лет назад, когда только начиналась декоммунизация. На этом никто, естественно, не успокоится, не остановится. Дальше будет деимпериализация, а дальше будет дерусификация, когда с карты Украины будут стирать имена Гоголя, Пушкина, Толстого, Достоевского и так далее».
Но кажется, процесс уже пошел. В Институте национальной памяти подсчитали: в Украине 600 улиц имени Пушкина, 320 Лермонтова и 230 Толстого. И с этим нужно что-то делать, говорят историки.
Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти: «Мы ничего не имеем против российской культуры, но мы понимаем, что это лишь одна из мировых культур. Странно, что есть такая диспропорция и ее доминирование в украинском культурном поле. Почему у нас сотни улиц Льва Толстого и единицы названы в честь Байрона или Александра Дюма?»
Многочисленные памятники писателям пока трогать не будут. Хотя монументы полководцам уже идут под снос. В феврале в Киеве демонтировали памятник Александру Суворову, который с 1974 года стоял у входа в военный лицей имени Ивана Богуна.
Сергей Белашко, директор «Агентства социальных коммуникаций»: «Есть же названия городов, например, Николаев, который назван в честь Николая I, понятно, что люди будут рассказывать о том, что это город святого Николая и так далее. Есть такой чудо-город Павлоград, назван в честь Павла I. Если поискать, то можно найти много чего. Потемкинскую лестницу почему бы не переименовать, снести памятник Дюку Ришелье как символ имперского прошлого».
Памятник Екатерине II в Одессе Фотография:
Jean & Nathalie / Flickr
Особенно жарко может быть именно в Одессе. В центре города уже после развала СССР был установлен памятник Екатерине II. Десятки улиц названы в честь современников императрицы: Суворова, Жуковского, Людерса. Но как все это менять, пока непонятно. В Институте национальной памяти уверяют, что дальше общественной дискуссии конфликт не пойдет.
Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти: «Когда мы начинали процесс декоммунизации, тоже были угрозы, что это станет началом едва ли не гражданской войны. Ничего такого не случилось. Я уверен, будут попытки в России и каких-то украинских политиков воспользоваться этими процессами, чтобы разворошить ситуацию в Украине. Я уверен, что не будет значительного резонанса, который поставит под угрозу общественный строй в Украине».
В Украине не отчаиваются: с кумирами и символами прошлого боролись и до них. В Индии, например, деимпериализация прошла почти столетие назад. Индийский политолог Мридула Гош говорит, что секрет успеха ее страны заключается в том, что обновлением занималась элита постколониальной Индии вместе с Британской империей.
Мридула Гош, политолог: «Стоит учитывать вот что: в России наверняка есть интеллектуалы, которые готовы строить с Украиной общее постколониальное видение. В таком случае успех гарантирован. Подумайте, как подключить таких интеллектуалов».
В Киеве теперь модно говорить о колонизации и деколонизации. Но с тем, что украинскую историю можно сравнить с индийской, можно поспорить.
Мридула Гош, политолог: «У нас не было таких глубоких культурных связей с Британией, как у Украины с Россией. Очевидно также, что у нас с Британией нет общих границ. Но был похожий вызов: психологический ренессанс, изменение отношения людей к империи. И мы с ним справились».
Избавление от наследия Российской империей — это только начало. В свое время часть украинской территории находилась под управлением Речи Посполитой и Австро-Венгерской империи. Как только с московским правлением будет покончено, дойдет дело и до польского, австрийского и венгерского периодов.