«Черная пятница» в США — это невероятные скидки, штурмующие магазины толпы, длинные очереди и прочие характерные особенности американского консюмеризма. С ростом экономики население готово тратить все больше. В России, кстати, тоже появилась черная пятница, но масштаб распродаж куда меньше. Корреспондент RTVI Гарри Княгницкий отправился за покупками и на своем собственном опыте убедился: шопоголизм — это не только женская зависимость. А Екатерина Котрикадзе выяснила, откуда появилось понятие «черная пятница» и на все ли распространяются скидки.
«Черная пятница» началась началась еще в среду: в магазинах электроники распродажи стартовали до Дня благодарения. Мой любимый футбольный симулятор FIFA 19 должен продаваться вдвое дешевле. Остальное не интересует. Хотя… Например, новый джойстик всего за 40 долларов, а был за 60. А знаете, как они ломаются часто? Потому что ты играешь, нервничаешь, бросаешь иногда. На стеллаже с играми вообще много интересного — дивный новый мир! Можно набрать неплохой стартовый набор, чтобы месяца два ничего не делать и только играть-играть-играть. Ну, как не опробовать новую игру прямо в магазине? На работу я сегодня не приду.
На самом деле, эти дни в Америке — полувыходные. В четверг (в сам День благодарения) никто не работает. А в пятницу многие американцы берут отгулы просто для того, чтобы отправиться на шопинг. Ведь это «черная пятница». А те, кто отгул не берет, находят буквально пару часов для того, чтобы пойти по магазинам в интернете.
Само понятие «черной пятницы» появилось в Соединенных Штатах еще в 60-х годах прошлого века. А вот распродажи — в том числе в канун Дня Благодарения — гораздо раньше. Эту смелую маркетинговую стратегию еще в XIX веке придумал робкий продавец из американской глубинки по имени Фрэнк Вулворт.
Есть красивая легенда: начальник пообещал уволить Фрэнка с работы, если тот не обеспечит дневную выручку. В то время фиксированных цен не было, и продавцы торговались с покупателями. Застенчивый Фрэнк в отчаянии якобы изготовил ценники: всё по 5 центов. Тогда клиенты сразу смели все товары.
Но вся лирика о характере и отчаянии изобретателя распродаж — легенда. На самом деле Вулворт придумал расставлять продукцию на полках, а над магазином повесил вывеску «все по 5 центов». Покупатели не устояли.
В 1879 году он открыл собственный магазин, а вскоре из него выросла целая торговая империя — первая американская розничная сеть. И Вулфворт, и появившиеся у него конкуренты пришли к выводу: покупатели охотнее всего расстаются с деньгами в последний месяц перед Рождеством. Они начинают массово скупать подарки как раз после Дня благодарения.
По одной из версий, «черной» эту пятницу первыми окрестили жители Филадельфии. Они выбрали такое название из-за жутких пробок — ведь все ездят по магазинам. По другой — в американской бухгалтерской отчетности убытки отмечались красным цветом, а прибыль — черным. Отсюда идиома in the black, то есть «с прибылью» или «с положительным сальдо».
Но глядя на то, как в XXI веке покупатели готовы убивать друг друга за дешевые телевизоры, холодильники, блендеры и утюги, кажется, что прилагательное «черная» возникло совсем из другого контекста.
В современном магазине вы не пройдете напрямую к тому, что ищете. Не зря главе розничной сети Target Брайану Корнеллу приписывают изречение: «Самое страшное — когда у покупателя в тележке только один товар». На этом построена вся стратегия распродаж. Идете за игрой для приставки (на ней продавец готов понести микроскопические убытки), а покупаете еще несколько игр, джойстик и даже новую приставку. Вот у меня есть уже одна вполне нормальная игровая приставка Nintendo Switch. Но когда я вижу PlayStation 4 Pro с одним терабайтом памяти всего лишь за 200 долларов, как я могу устоять? Какой зависимости тут больше — от игр или от шопинга — без врача уже не разобраться.
Люди, которые страдают зависимостью от шопинга и хотят поговорить об этом, обращаются к психотерапевтам. И таких в США — примерно 30 миллионов, то есть почти каждый десятый американец. А еще шопоголизм помолодел (это связано с бумом онлайн-торговли) и перестал быть сугубо женской привилегией.
Юлия Численко, психотерапевт, доктор наук: «Более или менее уравниваются между мужчинами и женщинами эта зависимость. Она — особенно среди молодежи — примерно одинакова. Как правило, женщины и мужчины гоняются за разным».
Скидки в «черную пятницу» распространяются не на все. Если ты в течение долгих месяцев ждешь, что именно в этот момент на какой-то любимый бренд будет объявлена большая распродажа, то можешь сильно ошибиться. Вот я, например, давно мечтала о пальто за тысячу с чем-то долларов. Пришла к компьютеру, зашла на сайт, и оно так и стоит, как два месяца назад — тысячу с чем-то долларов.
Мы живем в современном мире, где ты уже практически не получаешь скидочные купоны по почте и реже ими пользуешься. Все скидки — в почтовом ящике. Мне в эти дни пришло бесконечное количество призывов от разных брендов: как дорогих, так и дешевых. Любого типа товары — все, что ты хочешь. Все в интернете: ничего не надо делать. Просто покупай.
Причем более половины пальто, юбок, сумок, сапог, купленных в «черную пятницу», мы возвращаем в магазины. Но ритейлеры не жалуются: в предрождественский сезон они делают гигантскую выручку. В прошлом году за четыре дня — с «черной пятницы» до «киберпонедельника» (когда распродается электроника) — американцы выложили более 20 миллиардов долларов. Из них почти полтора миллиарда потрачено в интернете. На пике распродаж было зафиксировано 2800 заказов в минуту.
Сегодняшняя «черная пятница» имеет все шансы побить рекорд. А как может быть по-другому в Америке, где потребление возведено в культ? В СССР это называли проявлением бездуховности, в США это называют комфортом. На потребительском спросе во многом и держится американская экономика: чем больше люди тратят, тем стабильнее положение в стране.
Главная из множества причин шопоголизма — примерно та же, что у «алко», «трудо» и любого другого «голизма». Внутренняя пустота, которую надо чем-то залить, заполнить, затрудить, закупить… На это может наслаиваться неосознанное удовлетворение инстинкта охоты или стремление самоутвердиться. А кто из нас не мечтал о последнем айфоне, сумке Chanel или красной «Феррари»?
Юлия Численко, психотерапевт, доктор наук: «Как с любой зависимостью, под этим есть эмоционально-психологическая подоплека. То есть в человеке есть что-то, что вот этот шопинг заполняет. И вот это что-то — оно никуда не девается. Бывает, что ребенку не покупали чего-то или ребенок вырос в бедной семье, когда просто не было возможности что-то приобретать. Человек вырастает, и эта потребность неудовлетворенная, она остается».
У каждого — своя, родом из детства. И если ее не раскопает психотерапевт, это сделает маркетолог: активирует в вас желание отдать последнее или влезть в долги, чтобы не упустить эту «черную пятницу».
Потом ты сидишь с двумя игровыми приставками и думаешь: где достать 200 долларов, чтобы погасить кредит? Пик удовольствия пришелся на момент покупки. А теперь — черная пятница заканчивается и наступает черное финансовое похмелье.
Кстати, никому PlayStation за 200 долларов не нужен?