Владимир Путин сменил главу президентского Совета по правам человека: Михаил Федотов, который возглавлял его последние 9 лет, достиг предельного для чиновника возраста — 70 лет. Место Федотова занял журналист Валерий Фадеев. Одновременно с Федотовым совет покинули несколько членов, известных своими критическими высказываниями в адрес власти. Кому была выгодна такая перестановка и чем теперь будет заниматься СПЧ, разбирался корреспондент RTVI Сергей Морозов.

Казалось бы: консультативный орган, без реальных полномочий, при президенте, то есть оппозиционность исключена. Меняется глава Совета, меняются несколько знаковых участников. И сразу поднимается буря. В Кремле уверяют, что это плановая ротация, но и охранительные, и либеральные СМИ называют это «разгромом Совета». Причем первые сообщают об этом с радостью — уничтожены агенты Госдепа, а вторые — с сожалением: разгромлен правозащитный Совет.

В октябре прошлого года тогда еще глава СПЧ Михаил Федотов пришел к Соловецкому камню на акцию памяти жертв сталинского режима. Тогда Федотов говорил, что Кремль по-прежнему осуждает репрессии. Теперь его место займет Валерий Фадеев, который, судя по всему, разделяет мнение, что Сталин был просто «эффективным менеджером».

Валерий Фадеев, глава СПЧ:«Когда говорят о Сталине, то почему-то всегда имеют в виду репрессии, избыточную жесткость. На самом деле Сталин — это в первую очередь стратег. Я хочу сказать, что у нас уже есть Сталин. Его фамилия Путин».

валерий фадеев спч

Валерий Фадеев Фотография: Михаил Метцель / ТАСС

Если следовать этой логике, то Валерий Фадеев возглавит Совет по правам человека при Сталине. Для начала он заявил, что он против несанкционированных митингов, особенно в Москве, и как раз к его приходу из Совета «вычистили» тех, кто на этих протестах был замечен: Илью Шаблинского, Екатерину Шульман, Павла Чикова и Евгения Боброва (последний больше известен по экологическим протестам). Илья Шаблинский знает, что Федотов еще летом, в разгар московских волнений, получал предупреждения из Кремля.

Илья Шаблинский, профессор ВШЭ:«Я думаю, ему это доставляло много хлопот. Конечно, ему было тяжело, он меня не останавливал и не ограничивал, но по его голосу и тону я понял, что у него проблемы из-за этого».

Лично у Ильи Шаблинского проблемы начались, когда он попытался проверить, почему отказывают в регистрации независимым кандидатам в Мосгордуму. Сначала его не пустили на проверку подписей в поддержку кандидата Константина Янкаускаса, потом не пустили в Центризбирком. Так якобы лично распорядилась Элла Памфилова.

Илья Шаблинский, профессор ВШЭ:«У меня были все основания полагать, что это жульничество сверху-донизу: от этой комиссии до Эллы Александровны».

Вот что важно: в прошлом Совет возражал Путину. Он вступался за молодых людей, арестованных по делу «Сети» — в России признана террористической организацией и запрещена — и «Нового величия», говорил про пытки в СИЗО. Это сходило с рук. Но как только Совет занялся темой выборов (тех самых, из-за которых вспыхнули демонстрации в столице), Совет зачистили. И кто это сделал?

Илья Шаблинский, профессор ВШЭ:«Во-первых, решение мог принять сам президент. Вы считаете, что председатель Совета — это такая мелкая фигура?»

Отношения с администрацией президента, действительно, ухудшились в последнее время: при Кириенко прошло всего две встречи с руководством Совета, и ни одной за последний год. За семь лет работы в Совете Илья Шаблинский смог добиться только одной поправки в выборное законодательство (и это было еще при Володине). Стоила ли работа в Совете потраченного времени?

Илья Шаблинский, профессор ВШЭ:«Понимаете, надо говорить о том, что это плохо, что это неприлично, подло, или о том, что это было сделано специально, чтобы создать поле для произвола. Об этом нужно говорить. Даже если вы полагаете, что так все было задумано. Ну скажите тогда, что так все было задумано. Повторите это 10, 20, 30 раз. Люди услышат».

Другой член СПЧ — Игорь Каляпин, руководитель Комитета против пыток, — был в самой гуще московских митингов. Он пошел туда как рядовой гражданин, и его утащили в автозак. Его оставили в Совете, и он не уйдет по своей воле, потому что Совет позволяет немногое, но в России это хоть что-то.

игорь каляпин спч

Игорь Каляпин Фотография: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Игорь Каляпин, руководитель Комитета против пыток:«Вы посмотрите, наши юристы дотащили до суда порядка 80 дел. И потом, когда ты попадаешь на совещание в верхах и говоришь об этом высокопоставленным чиновникам, они делают удивленные глаза и говорят: „Да вы что, да такого быть не может, ну если у вас есть документы, давайте мы разберемся”. Они получают от тебя эти документы и пропадают. И в следующий раз ты видишь этого чиновника уже лет через 10. Вот членство в СПЧ дает возможность задавать эти неудобные вопросы не раз в 10 лет, а чаще».

При Федотове это можно было делать. Фадеев может решить иначе.

Игорь Каляпин, руководитель Комитета против пыток:«Дело в том, что Совет имеет право запрашивать любую информацию у любого госоргана. Но член совета Каляпин этого сделать не может, потому что у меня этих полномочий нет. Они есть у Совета в лице его председателя. А вот подпишет ли господин Фадеев такой запрос, вот это большой вопрос».

Весной этого года Михаил Федотов провел выездное заседание в Сургуте. Там следователи якобы пытали Свидетелей Иеговы — в 2017 году суд запретил их деятельность в России. Федотов собрал в одной комнате руководителей следствия и предполагаемых жертв. Там оказался и Тимофей, подозреваемый по делу.

Тимофей, подозреваемый по уголовному делу «Свидетелей Иеговы»:«Когда Артем Кин рассказал Федотову о своих пытках, а его больше всего пытали, над ним издевались около трех часов, Федотов повернулся к исполняющему обязанности начальника СК ХМАО и спросил: „Что вы по этому поводу можете сказать?” Федотову пришлось три раза задавать один и тот же вопрос, на третий раз Шерман (его фамилия) выдавил из себя: „Мне нечего сказать по этому поводу”. Все».

Со слов обвиняемых, в специальной комнате им на головы надевали мешки, душили, обливали водой и пытали электричеством. После приезда СПЧ там провели новую проверку, и снова, уже в третий раз, отказали в возбуждении дела о пытках.

полиция сюжет спч

Фотография: Денис Каминев / RTVI

Егиазар Черников, адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов:«Мы задавали вопросы руководителю СК, чтобы он дал пояснения МВД и прокуратуре, но они ни на один вопрос не ответили».

Практические результаты были видны не всегда. Но неизвестно, будет ли новый глава СПЧ вообще заниматься подобными делами. В интервью «Коммерсанту» Валерий Фадеев заявил, что сосредоточится на социальных проблемах. Политолог Дмитрий Бадовский считает, что в переформатировании Совета нет ничего личного, просто концепция поменялась.

Дмитрий Бадовский, политолог:«У администрации президента есть определенные намерения изменить, если угодно, не принципы работы Совета, но некоторые приоритеты его работы. Фонд общественного мнения ежегодно проводит опрос о восприятии гражданами проблемы прав человека. И там постоянно в первых строчках идут права на медицину, на образование, жилищные, на справедливый суд».

Новые члены совета, которых Фадеев привел с собой, среди них — Кирилл Вышинский, недавно освобожденный из украинской тюрьмы, говорят о важности воспитания молодежи и о том, что надо обратить внимание на то, как права человека защищаются за рубежом. Это щедрый жест: защищать права человека и строить гражданское общество за рубежом, но Россия — щедрая душа.