Крупнейшее СМИ Петербурга «Фонтанка» сообщило, что контрольный пакет акций его издателя «Ажур-медиа» приобрел медиаменеджер Виктор Шкулев, который контролирует несколько крупных журналов и региональных изданий. Новый владелец дал интернет-газете интервью и пообещал не вмешиваться в редакционную политику, а заниматься исключительно бизнесом. RTVI собрал все, что известно о сделке.

Виктор Шкулев — российский медиаменеджер и президент российско-американской компании Hearst Shkulev Publishing. Она издает в России такие журналы, как Elle, Maxim и Psychologies. Кроме того, Шкулев контролирует несколько региональных изданий: екатеринбургский E1, челябинский 74.ру и новосибирский НГС.

Сам Шкулев в разговоре с RTVI назвал сделку «обычным бизнес-проектом», который будет «развиваться по своему сценарию». На вопрос о том, будет ли «Фонтанка» публиковать новые расследования о частной военной компании (ЧВК) Вагнера или о «кремлевском поваре» Евгении Пригожине, новый владелец интернет-газеты ответил так: «Мне пока сложно об этом говорить, поскольку я не в тематике, нужно обращаться к главному редактору, он за это отвечает».

Также Шкулев сказал, что назначение Александра Беглова врио главы Петербурга и предстоящие выборы никак не повлияли на сделку. «Это вообще не имеет никакого отношения к этому проекту», — добавил он. Шкулев также назвал «неправдой» опасения, что он собирается изменить редакционную политику издания.

Главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков в разговоре с RTVI выразил уверенность, что редакционная политика интернет-газеты «в обозримом будущем» будет прежней. По его словам, назначение Беглова врио губернатора никак не повлияло на сделку между Шкулевым и бывшим партнером «Ажур-медиа».

С мнением Горшкова согласен и председатель совета директоров «Ажур-медиа» Андрей Константинов. По его словам, если интернет-газету ждут перемены, то только те, что направлены на развитие издания. «Сейчас ни в коем случае нельзя ничего здесь делать неделикатно», — отметил он. По его мнению, Шкулев сможет быть «умным дядей», который делает бизнес. Работники «Фонтанки» же, считает Константинов, смогут заниматься журналистикой и «получать дивиденды».

Бывший репортер «Фонтанки» Денис Коротков рассказал RTVI, что сделка может быть связана с публикациями газеты о ЧВК Вагнера. «Естественно, я думаю, что не могло не повлиять, но в какой степени и что было решающим аргументом, я, конечно, не знаю», — добавил он.

8dd4a2f0d362976bc0ed6556cfbd01dd.jpg

Бывший репортер «Фонтанки» Денис Коротков Фотография:
Иван Краснов / RTVI

В 2017 году Коротков опубликовал серию расследований «Список Вагнера» о деятельности ЧВК Вагнера в Сирии. Многие издания бурно отреагировали на материалы журналиста и обвинили его в предательстве. В адрес Короткова стали поступать угрозы, и, по его словам, на редакцию «Фонтанки» начали оказывать давление.

С 2013 и до конца 2015 года контрольным пакетом «Ажур-медиа» владела шведская компания Bonnier Group. Сотрудничество закончилось, когда в России в силу вступил закон, запрещающий иностранным инвесторам владеть больше чем 20% в российских изданиях. 51% акций «Фонтанки» выкупили Александр Горшков, Андрей Константинов, Евгений Вышенков и Андрей Потапенко.

О том, что владельцем «Ажур-медиа» может стать Шкулев, стало известно в октябре 2018 года. Тогда ходили также слухи о том, что интернет-газету хочет купить Евгений Пригожин, которого называют «поваром Путина». «Фонтанка» связывала последнего с деятельностью ЧВК Вагнера, которая участвовала в вооруженных конфликтах не только в Сирии, но и на востоке Украины.

По словам источника, близкого к редакции «Фонтанки», ходит слух, что за сделкой может стоять Пригожин. В то же время сам собеседник так не считает: поскольку у медиаменеджера есть американские партнеры, такая сделка была бы «токсичной». Поэтому, считает он, Шкулев не будет иметь ничего общего с Пригожиным. Эту информацию, добавил источник, скорее всего, распространяют связанные с «поваром Путина» издания. Другой собеседник RTVI отметил, что покупка «Фонтанки» Шкулевым — не худшее, что могло произойти с интернет-газетой, тем не менее вопрос об изменении редакционная политики — остается открытым. «Нужно будет посмотреть», — добавил он.