Бахмут — город Донецкой области, который сейчас находится под контролем Украины, но его считает своей частью ДНР, где его называют Артемовск. С начала августа в его пригородах начались боевые действия, к октябрю бахмутское направление стало самой горячей точкой военного конфликта. Спецкор RTVI Алексей Сочнев разбирался, почему Бахмут так важен для России и Украины.

Бахмут (с 1924 по 2016 назывался Артемовск) расположен на реке Бахмут, в 89 километрах к северо-востоку от Донецка. ДНР считает его своей территорией, так как в ее законе о государственной границе говорится, что она проходит по административной границе Донецкой области. До начала боевых действий в Бахмуте проживали больше 70 тысяч человек, сейчас практически все они эвакуированы. Вокруг города оборонительные сооружения строились с 2015 года, фактически превратив его в крепость. После пяти месяцев боев в Бахмуте практически не осталось целых зданий, нет воды, газа и отопления.

После отступления из Северодонецка и Лисичанска украинские войска заняли заранее подготовленную линию обороны Северск-Соледар-Бахмут. Российские войска попытались атаковать следом и занять Северск, однако, неудачно организованная оборона в Харьковской области привела к отступлению из Изюма и Красного Лимана. Эти города были плацдармом для дальнейшего развития наступления российских войск на Славянск и Краматорск. В итоге об этом пришлось забыть и организовывать оборону в Луганской области, где ВСУ начала угрожать Кременной и Сватово.

После стабилизации фронта в ЛНР, ЧВК «Вагнера», а именно эта группа ведет боевые действия в окрестностях Бахмута, усилила штурмовые действия в близлежащих населенных пунктах, пытаясь повторить успех Северодонецкой операции — заставить ВСУ отступить из города.

Бахмут — транспортный узел с многочисленными автодорогами и железнодорожным сообщением. Из него легко можно добраться в Славянск, Северск, Лисичанск, Попасную, Светлогорск, Горловку и Константиновку. Это ключевой город в снабжении ВСУ. Если город будет занят, российская армия получит новый плацдарм для атаки на Константиновку, Краматорск, Славянск и выход к административной границе Донецкой области. В свою очередь украинская армия лишится удобных путей снабжения своей группировки на севере, не сможет контратаковать на Лисичанском направлении, вести плотный артиллерийский обстрел Горловки, к тому же просядет оборона Краматорска.

Efrem Lukatsky / AP

«Если Артемовск будет освобожден, то это очень серьезный удар по противнику. Будут нарушены пути, по которым подвозятся боеприпасы, подкрепления. Что создаст удобную ситуацию для освобождения населенных пунктов, в частности и Краматорска», — объяснял глава ДНР Денис Пушилин в эфире «Соловьев Live».

Однако корреспондент канадской телекомпании CBC Крис Браун отмечает, что Бахмут в отличие от Мариуполя, Лисичанска и Северодонецка не имеет стратегического значения, хотя именно здесь теперь идут самые напряженные и кровопролитные бои.

«Он [Бахмут] не расположен рядом с какими-либо большими водными путями, не имеет производственной базы и не осуществляет какой-либо другой крупной экономической деятельности. Это захолустье, которое не имеет реального значения. Он находится почти на полпути между стратегически важными городами Донецком и Луганском, но его захват отнюдь не станет решающим фактором», — пишет военный аналитик Стив Стразерс.

«Бахмут, пожирая массу войск и техники, стал настоящей воронкой, куда уходят силы и средства», — пишет издание New York Times, журналисты которого на протяжении часа наблюдали нескончаемый поток машин и боевой техники. На них с передовой вывозили раненых, а также пострадавших от обморожения и переохлаждения.

Украинский Генштаб продолжает посылать для обороны Бахмута новые подкрепления, причем не только с Херсонского направления, но и из-под Сватово, недавно мобилизованных и спецназ.



«Когда есть возможность, читаем, что про наших музыкантов пишут укры. Что мы еле взяли Курдюмовку, а их броня крепка и танки быстры. Пусть шутят. Только вот их солдатам не до шуток. Здесь на земле, они пытаются лихорадочно заткнуть дыры на фронте не только у Бахмута, но и у Соледара. Всем чем можно. Мы проредили в Опытном и Клещеевке подразделения 53 и 54 омбр, а севернее Бахмута — 30 омбр и 10 огшбр», — рассказал RTVI участник ЧВК «Вагнер».

С его слов, в Бахмут была переброшена 57-я мотопехотная бригада, со сватовского направления переброшена 71-я егерская бригада и с Краснолиманского — 81-я отдельная аэромобильная бригада, а также батальон 65-й мехбригады ВСУ, который до этого готовился к контратаке в Запорожье.

Бои идут тяжелые и называть какие-то сроки, по мнению бойца, рано. «Тут есть все: и окопы в круговую в полный рост, и блиндажи, и бетонированные огневые точки. Больше всего проблем от танков», — рассказал военный.

Руководитель ЧВК «Вагнера» Евгений Пригожин считает, что за боями в Бахмуте скрывается более сложная задача — вымотать украинскую армию. «Наша задача — это не сам Бахмут, а уничтожение украинской армии и снижение ее боевого потенциала, что крайне положительно сказывается и на других направлениях, поэтому эту операцию и окрестили „бахмутской мясорубкой“», — заявил глава ЧВК.

Libkos / AP

При этом бизнесмен отмечает высокий военный уровень ВСУ: «Под Бахмутом обстановка стабильно сложная, украинские войска оказывают достойное сопротивление и легенда о бегущих украинцах — всего лишь легенда. Украинцы — парни с такими же железными яйцами, как и мы. Я это ясно показал в фильме „Лучшие в аду“. И это неплохо. Мы, славяне, должны этим гордиться», — написал Пригожин.

Аналитик Вашингтонского института изучения войны Каролина Херд считает, что произойдет ровно наоборот и украинская армия «истончит русские ряды» и повторит то, что произошло в Северодонецке, где, «втянув русских в многомесячный бой, Украина начала новые, в конечном итоге успешные наступления на севере и юге».

Чрезвычайно тяжелой называют ситуацию под Бахмутом и украинские военные, так в одном из телеграм-каналов приводят прямую речь бойца теробороны из-под Бахмута, который пишет, что напор на бахмутском фронте сейчас такой, что в бою ломаются даже те, кто прошел битву за Ирпень.

«Смежники не могут нам помочь, но это тоже понятно, потому что их позиции также разбирают. Вертикаль нашего управления погибла в бою. Роты, ходившие в штурмы, чтобы отбить позиции, теперь заполнены отказниками. Это должно осуждаться, однако ни у кого в бате даже язык не повернется сказать что-то плохое, потому что они отказниками стали не до боев, а после них, когда у тебя нет связи, неизвестно где соседние позиции, а твои же грады отработали по тебе», — пишет боец.

Военнослужащий также отмечает проблемы с обучением украинских мобилизованных: «Мы бы могли показать лучший результат, если бы подготовка была лучше — значительную часть пехотного вооружения, с которым можно было бы воевать, мы получили уже на выезде на позиции и не смогли им овладеть в достаточной степени. Приколы про „мобиков“, которые все сдохнут, потому что их не готовят, не кажутся смешными». Некоторые бригады ВСУ обращаются прямо в СМИ, чтобы те помогли надавить на армейское начальство, чтобы на их участке прислали помощь.

Libkos / AP

Потери сторон за пять месяцев «мясорубки» в Бахмуте не называются. По оценке украинского полковника в отставке Сергея Грабского, Украина ежедневно теряет от 30 до 50 солдат.

Сейчас бои идут за населенный пункт Опытное, этот укрепрайон, как ожидают в ЧВК, может стать ключом к Бахмуту. Если ВСУ не сможет удержать Бахмут, украинской армии придется выстраивать новую линию обороны в Донбассе, что в зимних условиях — опасная и чрезвычайно сложная задача.