Британия готовится к прощанию с принцем Филиппом. Мужа королевы Елизаветы II, герцога Эдинбургского похоронят 17 апреля. Церемония пройдет на территории замка в Виндзоре и будет полностью закрыта для посторонних. В России принц Филипп был несколько раз. Официальный визит королевской семьи состоялся в 1994 году. Но немногие знают, что за 20 лет до этого герцог Эдинбургский побывал еще в Советском Союзе. Даже британская пресса подробно о тех событиях не рассказывала. Детали визита рассекретили лишь в 2004 году. Марианна Минскер попыталась восстановить маршрут принца Филиппа и встретилась с теми, кто помнит события ранних 70-х.
Одинцовский район, рядом — легендарная Рублевка и не менее примечательное место, «Конезавод №1». 100 лет назад еще основал лично Буденный. Здесь довольно много сохранилось, в том числе статуя жеребца Квадрата, которую в 1973 году видел один из самых необычных гостей завода — британский принц Филипп, муж королевы Елизаветы II.
Хроника сохранила пару минут видео московской поездки принца. По любым меркам это был неординарный визит — в самый разгар холодной войны в главную коммунистическую страну прилетает муж главного мирового монарха. Причем лично за штурвалом собственного самолета. Герцог Эдинбургский умел управлять полусотней аппаратов. Прилетает, хотя не любит коммунистов. Он говорил: «Эти ублюдки истребили часть моей семьи». Бабушка Филиппа по отцовской линии, в девичестве Ольга Романова, — племянница императора Александра II.
Дед — король Греции. Бабушка — принцесса из рода Романовых. Собственный титул — принц греческий и датский. Но когда Филиппу был всего год, он оказался королем без королевства. Греция стала республикой. Позже его отправят на учебу к родне в Англию. Там он познакомится с наследницей престола Елизаветой.
Сергей Николаевич, главный редактор проекта «Сноб»: «Он был моряком, он был офицером, летчиком. Воевал. Он был очень маскулинный. В наше расслабленное феминистское время Филипп был воплощением маскулинности, и это всем безумно нравилось. И это очень нравилось королеве».
У журналиста Сергея Николаевича своя история знакомства с принцем Филиппом во время его второго визита в Москву, уже после распада СССР.
Сергей Николаевич, главный редактор проекта «Сноб»: «Это 1994 год, осень. Для прессы устраивался прием в Третьяковской галерее. Нас выстроили в длинную очередь. В какой-то момент ко мне подбежал помощник пресс-атташе и спросил: „Как ваша фамилия?“ Я говорю: „Николаевич“. „Да нет, отчество не надо. Как фамилия?“ Мы долго препирались, я не могу понять, что он от меня требует. И в этот момент адъютант королевы выкрикнул: „Сергей Николаевич Домовой“ — я представлял журнал „Домовой“.
„How do you do, mr. Domovoy?“ — сказала королева и меня быстро передвинули Филиппу. А у них уже отработанный был ход, быстро же надо все сделать. „Какой ваш тираж?“ — сказал Филипп. Причем так спрашивал, как будто он собирался печатать в „Домовом“ свои мемуары. С тех пор меня звали в „Коммерсанте“ mr. Domovoy.
А потом я поехал в Петербург и видел прием, который устраивала королева в честь Ельцина, и это тоже было очень интересно. По протоколу, до королевы нельзя дотрагиваться. А Борис Николаевич решил всю свою мужскую харизму обрушить на Елизавету II, поэтому прижимал руку ее к груди. Меня толкал журналист из „Би-би-си“ и кричал: „Посмотри, как на него смотрит герцог Эдинбургский“».
Если президенту непросто освоить королевский протокол, то что уж говорить о работниках советского конезавода, на которых в 1973 году принц Филипп свалился как снег на голову. Но ничего, любовь к лошадям объединила.
Марианна Минскер, RTVI: «В 1973 году вы видели принца Филиппа, который сюда приезжал?»
Сергей Кузякин, ветеран Московского конного завода: «Да, я видел кортеж, который подъезжал к заводу. Видел много людей в окружении. Скорее всего это были КГБ и работники Совмина. Конный завод, конечно, готовился к этому дню, чтобы достойно встретить человека, который был известен на весь мир как конник. Он выступал сам на соревнованиях по экипажной езде. Мы хотели не ударить в грязь лицом, показали запряжки: пары, тройки, даже шестерик — подарок из Венгрии для Хрущева».
Марианна Минскер, RTVI: «С тех времен здесь осталось что-то или все изменилось?»
Владимир Гришин, старший тренер Московского конного завода: «Здесь осталось все примерно на 90%, за исключением грунта в манеже, сидений на трибуне. А так все здесь осталось как было. Даже фотографии есть. Как он смотрит на пару орловских рысаков — мы стоим от того места буквально в 10-15 метрах. Есть фотографии, где принц Филипп находится в конюшне, подходит к лошадям. И вот фото, где он едет в экипаже, запряженной орловскими рысаками».
Марианна Минскер, RTVI: «Да, двойкой».
Владимир Гришин, старший тренер московского конного завода: «Парой».
В 1973 году муж Елизаветы II в конном экипаже проехал по манежу мимо трибун. Судя по фотографиям, выглядел он весьма довольным. Филиппа вообще называли down to earth — человеком простым и земным, несмотря на королевские регалии.
Майкл Гибсон, креативный директор агентства Adwise: «Down to earth, это было одним из самых больших его плюсов. Он всегда мог найти общий язык с людьми».
К британцу Майклу Гибсону принц Филипп как-то заехал в школу. Перенервничав из-за близости к монарху, вместо приветствия, школьник произнес неприличный каламбур, но герцогу Эдинбургскому понравилось.
Майкл Гибсон, креативный директор агентства Adwise: «Он смотрел на меня с широкой улыбкой и начал смеялся. Говорил: „Very good, very good“. А потом я понял, что он очень любит такой юмор. Но он тоже связан с этим. Он иногда говорил, то, что не надо говорить. Наверное, слишком честно».
Саймон Грин, профессор МГЛУ: «Один из самых знаменитых случаев — это когда Филипп и Елизавета II принимали короля Нигерии. Был торжественный обед. И вот входит король в национальной одежде — что-то вроде халата. А Филипп к нему поворачивается и говорит: „О, вы, кажется, уже собираетесь спать?“»
Марианна Минскер, RTVI: «А какими были отношения принца Филиппа и Меган Маркл?»
Саймон Грин, профессор МГЛУ: «С чего бы начать. Ну, на похоронах ее не будет. Она очень кстати беременна. Правда, когда она ждала первого ребенка, Арчи, и срок был куда больший, она таки летала в Нью-Йорк к подружкам на вечеринку. Так что явно на похоронах она персона нон грата».
Марианна Минскер, RTVI: «Зная про специфичное чувство юмора принца Филиппа можно предположить, что это именно он что-то сказал насчет цвета кожи ребенка Гарри и Меган».
Саймон Грин, профессор МГЛУ: «В интервью Гарри сказал, что это не королева и Филипп. Потому что да, вполне можно было ожидать от него подобной шутки. Это было бы даже очень в стиле Филиппа».
Ради красного словца Филипп не щадил и собственных детей. Например, о принцессе Анне, с которой он и прилетел в СССР, было сказано: «Животные, которые не портят воздух, ей не интересны». Имелась в виду любовь дочери к лошадям.
Впрочем, лошадей он и сам любил. На одной из последних фотографий герцог Эдинбургский управляет экипажем, а рядом с ним сидит правнук, принц Джордж, сын Уильяма и Кейт Миддлтон.
Большой каменный мост — излюбленная точка для съемки у западных журналистов с видом на Кремль. Прямо напротив находится британское посольство. Оттуда в 1973 году принцу Филиппу, известному своим острым языком, прислали целый свод рекомендаций: с кем и о чем можно говорить, когда он окажется в Кремле.
Советская хроника: «В Кремле председатель президиума Верховного совета СССР Николай Викторович Подгорный принял герцога Эдинбургского принца Филиппа».
Кремль, ВДНХ, ипподром, конный завод. Потом Киев, на чемпионат Европы, где среди участников — дочь Филиппа принцесса Анна.
Сергей Кузякин, ветеран Московского конного завода: «Анна была конницей. Она даже участвовала в Чемпионате мира по троеборью, по-моему, даже в городе Киеве».
Марианна Минскер, RTVI: «И она там неудачно выступила, упала».
Сергей Кузякин, ветеран Московского конного завода: «Да, неудачно выступила, упала. Конные традиции во всем мире объединяют людей. Там нет ни коммунистов, ни полицейских, ни капиталистов. Есть конник, есть человек, который с лошадью».
Спустя три дня герцог Эдинбургский с дочерью вернулись на родину. В долгой биографии принца Филиппа таких визитов, публичных мероприятий, встреч было больше 20 тысяч. И кто после этого скажет, что он провел беззаботную жизнь в тени королевы?
Саймон Грин, профессор МГЛУ: «Правда в том, что королева очень застенчива по характеру, а Филипп был куда общительнее. Он умел ладить с толпой. Так что во время визитов, пока королева беседовала с какой-нибудь пятилетней девочкой, принц общался со всеми остальными. Вместе они были отличной командой! Давайте выпьем за принца Филиппа в благодарность за всю его жизнь. Пусть он покоится с миром. И я также добавлю: да здравствует Королева!»