Границы внутри Евросоюза полностью закрыты, в большинстве стран ввели жесткие ограничения на передвижение людей и закрыли рестораны и все магазины, кроме продуктовых. Тем временем Швеция еще в середине марта заявила, что вышла на плато по заболевшим. Требования по самоизоляции там носят рекомендательный характер, а тысячи жителей страны спокойно собираются в барах и парках. Как на практике выглядит шведский опыт борьбы с коронавирусом, — в фотогалерее RTVI.
Шведские власти еще в начале эпидемии приняли решение отказаться от принудительной изоляции в пользу выработки коллективного иммунитета. В стране работают начальные школы, спортивные клубы, кафе, бары и рестораны. С другой стороны, власти закрыли музеи и кинотеатры, а также запретили проведение массовых мероприятиях с участием больше 50 человек.
Остальные стандартные требования при эпидемии носят рекомендательный характер. Людей просят по возможности реже выходить на улицу, избегать многолюдных мест, соблюдать дистанцию в полтора-два метра от других людей, а также не ездить без нужды на общественном транспорте.
Результаты тактики коллективного иммунитета пока такие: по данным на 23 апреля, в Швеции больше 16 тысяч подтвержденных случаев заражения и две тысячи умерших при населении 10,2 млн человек. В соседних Норвегии и Финляндии, где ввели более жесткие ограничения, — по 7,3 тысячи и 4,2 тысячи заболевших соответственно на 5,3 млн и 5,5 млн жителей.
По последним отчетам, кривая по числу новых заболевших в Швеции пока не идет на спад. Главный эпидемиолог страны Андерс Тегнелль связывает это с тем, что все больше медработников проходят тестирование на вирус. Кроме того, в статистике стали учитывать и молодежь, у которой симптомы заболевания проявляются в меньшей степени. Премьер-министр Стефан Лёвен подчеркнул, что «опасность еще далеко не миновала».
С критикой политики коллективного иммунитета выступили 22 ученых в газете Dagens Nyheter. Они заявили, что департамент здравоохранения Швеции потерпел неудачу и потребовали ввести более жесткие карантинные меры. Они подчеркнули, что от коронавируса умирает больше людей, чем в соседних странах.
Тегнелль 21 апреля заявил, что доволен выбранной стратегией. «Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас, связаны не с болезнью, а с мерами, которые не применялись должным образом. Огромной проблемой, к решению которой мы прилагаем все усилия, стала смертность среди пожилых людей», — сказал он.