На Центральном кладбище в Волгограде установили памятник одному из командиров ЧВК «Вагнер» Алексею Нагину. Памятник открыли 20 сентября — в день годовщины его гибели в Бахмуте. О том, кем был Алексей Нагин и как прошла траурная церемония — в репортаже спецкора RTVI Алексея Сочнева.

В Волгограде осень еще не наступила, местные жители ходят в футболках и шортах. Термометр показывает +27, приходится на ходу скидывать куртку и снимать толстовку. У выхода из аэропорта Гумрак меня уже ждет такси — спешу на Димитриевское кладбище, оно же Центральное, где с 9 утра уже начали собираться “вагнера́”. Здесь год назад похоронили офицера, командира 10-го штурмового отряда Алексея “Терека” Нагина. На похоронах был глава ЧВК Евгений Пригожин и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

Алексей Нагин поучаствовал во всех возможных военных конфликтах: Вторая чеченская, “пятидневная война” с Грузией, военный конфликт в Донбассе, Сирия, Ливия, а затем снова Украина.

Искать могилу не пришлось, памятник Нагину разместили неподалеку от центрального входа. Солнце нещадно пекло, ветераны ЧВК и действующие военные прятались в тени кладбищенского офиса, вооружившись красными гвоздиками.

Алексей Сочнев / RTVI

— Мне пять гвоздик, — говорит продавщице в магазине обильно татуированный крепкий мужчина, одетый в хаки и в черных очках. На его руке хорошо видны череп, узоры и надпись “Где мы — там победа”.

— Шесть, — отвечает цветочница.

— Девушка, пять гвоздик и без траурных лент, — настаивает боец ЧВК.

У многих мужчин на груди медали за отвагу и серые медали “За Бахмутскую мясорубку”. Стоят и вспоминают бои, ранения, рассказывают, кого из ребят убили, какой расклад сейчас в ЦАР.

Субтильный ветеран ЧВК в маске с тремя медалями на груди и маленьким флажком России воткнутым в сумку, размышляет вслух, идти ли ему на снова на фронт.

— Ранение только зажило, но уже тянет назад. Есть предчувствие, что если поеду, то не вернусь. Или вернусь, как думаешь, братан?

— Не знаю. А что держит? — спросил я.

— Мать, очень ее люблю, боится за меня, вот и сейчас звонит, беспокоится как я. Ранение получил серьезное, я участвовал во взятии Курдюмовки. Прикинь, МО за нее до сих пор сражается, до сих пор, и дальше не прошли! А мы ее когда взяли! Во… Ну, и меня ранило, я теперь официально инвалид, но мое ранение, это еще как на него посмотреть, конечно. Мой товарищ, живучий кстати оказался, у него было ранение ноги, руки и в грудь еще осколок прилетел, он четыре часа лежал, кровью истекал и выжил! Ногу и руку ему ампутировали, но жив. Четыре часа! Прикинь, братан, я до сих пор не могу поверить. Очень хочу вернуться, вот на Лешку на памятнике посмотрел и чувствую, что должен вернуться…

Многие пришедшие, не дожидаясь начала церемонии, возлагают цветы. На плите из черного гранита портрет Нагина в парадной форме и годы жизни, слева к ней примыкает плита из коричневого гранита — на ней изображены три планшета с 28 медалями и тремя орденами, венчает надгробие звезда Героя Российской Федерации. Около могилы декоративная лавочка из черного мрамора, на самой могиле плита со стихами от матери. На обратной стороне основной плиты также портрет Алексея, но уже неформальный — он улыбается. Под словами “Ты был слишком отважным…” выгравирован логотип ЧВК “Вагнера” и эмблема Сил специальных операций, со знаменитой летучей мышью. Справа от памятника товарищи Алексея установили черный флаг с буквой Z, а слева знамя ЧВК.

Алексей Сочнев / RTVI

Кроме Алексея на этом кладбище погребены еще два Героя России — участник чеченской кампании генерал-лейтенант Мухридин Ашуров и майор Денис Ветчинов, погибший 9 августа 2008 года в боях за Цхинвал. Возможно, они с Нагиным были знакомы. В двух шагах от памятника Нагину расположена огромная братская могила погибших во время Сталинградской битвы. Напротив на скамейке сидит женщина в платке, на куртке у нее патч со скрипичным ключом и надписью — “музыканты, которых знает весь мир”.

— Вы не родственница Алексея? — спрашиваю я.

— Жаль, но он не мой сын, — отвечает женщина.

У нее редкое имя — Элея. С пересадкой в Москве она добралась до Волгограда из Петербурга два дня.

— Я поддерживаю ЧВК, эти ребята герои, приехала почтить его память, это можно сказать моя война, что могу то делаю, — сказала она.

Первым из родственников Нагина на место приходит его отец Юрий Викторович Нагин — среднего роста, в очках и для его возраста в очень хорошей физической форме.

— Алексей не собирался быть военным, да и я не военный, — рассказывает мне отец. — Это журналисты все напутали, я как и все в союзе просто прошел срочную службу и военным ни дня не был. Леша никогда не думал об армии. Он очень любил и увлекался животными, заботился о них, переживал очень за собак. После школы хотел заниматься помощью животным, пошел учиться в техникум на ветеринара. Но тут началась война в Чечне и его призвали. Он себя там проявил, он с детства хороший организатор был, не пил и занимался спортом, каратэ. После Чечни его позвали в спецназ ФСБ. Он был хороший разведчик, а еще лучше преподавал. В ЧВК он был полковником, в российской армии старшим лейтенантом. Но звания ему были не важны.

Девушка Нагина Алёна, отец Нагина и социолог Максим Шугалей
Алексей Сочнев / RTVI

— Он прошел столько конфликтов, и из ваших же слов выходит, что ни карьера, ни деньги его не волновали, была какая-то другая мотивация? Кто был для него примером? — спрашиваю я.

— Чтобы война закончилась, нужен тот, кто ее выиграет, говорил он. Поэтому, где была война, там был Леша. Украина должна была быть последней в его списке, он об этом мне говорил. Примером для него был не я, а его дед, вот он был военным, прошел Великую Отечественную войну, служил в НКВД и после войны гонялся за “Лесными братьями” в Прибалтике. Леша любил деда, они много общались, — ответил Юрий Викторович.

Вспомнить Нагина пришли сослуживцы по ЧВК и ФСБ, одноклассники, друзья по качалке и спортивным клубам — Алексей судя по фотографиям из его семейного архива, имел прекрасную мускулатуру. Всего собралось около 300 человек.

— Вообще война на него никак не влияла, он приезжал оттуда как из похода, выдержка и морально психологическое состояние на высоте. Помню после Чечни он вернулся, будто и не воевал, хотя как там было тяжело, все знают. У него было ранение, но он не жаловался, никогда не жаловался, да и вообще старался никому ничего не рассказывать, — вспоминает в разговоре со мной одноклассник Алексея.

Подробности о своей военной карьере Нагин не рассказывал не только друзьям и родственникам, но и своей любимой девушке Алене.

— Мы учились в одной школе в Новом Рогачике и тогда уже влюбились. Мне все говорили, смотри какой парень, не пьет, какая фигура, веселый и характер мягкий. Вот я ему розы принесла, точно такие же он мне подарил. Для меня он пример настоящего мужчины, заботливый и спокойный.

Официально мы не расписывались, при его графике и постоянных командировках семейная жизнь невозможна. Когда его тяжело ранили в мае, мы с ним решили пожениться, он задумался о детях, очень хотел дочку и дом с собакой.

В мае 2022 года Нагин был тяжело ранен. Почти два месяца провел в госпитале. Такое ранение позволяло ему остаться на гражданке, но он сразу стал собираться на фронт.

— У меня там ребята. Меня там ждут. Он вернулся на Украину в августе и вновь сам участвовал в боях. — рассказала Алёна.

Алексей Сочнев / RTVI

— Скажите, в ЧВК было много заключенных, а Алексей не сидел? — спросила журналистка местного издания.

Глаза Алены вспыхивают.

— Вы что? Кто вам такую ерунду мог сказать? Леша не пил, не дрался и служил Родине большую часть своей жизни. Леша — это дисциплина. На примере таких как Леша надо воспитывать детей. На школе уже установили табличку, проходят соревнования спортивные под его именем, мы будем добиваться, чтобы в Волгограде улицу назвали его именем — ответила Алена.

В разговор вмешивается друг Нагина по качалке, крупный мужчина с рыжей бородой:

— Он, конечно, дрался, только тебе не говорил. Про то, что он сидел, это могли только враги написать. Я вам так скажу, он был очень сильный человек, он знал массу приемов, но никогда в мирной жизни свою силу не применял. Помню на улице какая-то пьянь донимала девушку, другой с его данными подошел и раскидал бы. Но Леша остановил конфликт, нашел с этими типами общий язык. И девушке помог и им считай здоровье сберег. И так всегда, старался всегда уладить конфликт.

Перед собравшимися выступила мама Нагина Галина Андреевна Зайлер-Иванова, она рассказала, что Алексей ненавидел войну, но когда родине что-то угрожало, шел первым.

— Из Чечни он прислал мне фотографии, он восхищался природой, горами. Потом он везде носил с собой профессиональную видеокамеру и снимал природу, показывал мне. Помню прислал видео, где он высоко в горах и говорит: “Смотри, мама, я выше облаков”. В 2014 году он сказал мне: “Мама, родина в опасности”. Тогда я не поверила, посмеялась над ним. А потом началось все вот это. В нашей вселенной что-то сломалось. Так быть не должно. Леша должен быть здесь, с нами, должен воспитывать детей и радоваться жизни. Ребята любимые, живите, берегите себя, я вас очень прошу, живите, спасибо вам, что помните и, что пришли, низкий вам поклон.

После этого Галина Андреевна встала перед собравшимися на колени. Тут же отреагировал высокий накачанный мужчина в панаме с густой ухоженной бородой:

— «Вагнера́», на колени перед матерью! — скомандовал он. — Спасибо тебе, мама! Спасибо за сына!

— Спасибо за брата! Благодаря ему мы все живы! — раздались голоса других товарищей Алексея.

Из известных людей на открытие памятника приехал только социолог Максим Шугалей. Он считает, что обязан Нагину жизнью. Алексей участвовал в операции по спасению Шугалея из пыточной тюрьмы “Митига” в Ливии, где социолог провел почти два года. Шугалей полагает, что сейчас очень важно сохранить память о героях из ЧВК, потому что историю “стремительно переписывают”.

— То, что сейчас Луганская область почти полностью в составе России — заслуга таких героев из ЧВК, как Алексей Нагин. Они брали Попасную, затем развили успех и взяли под контроль почти все города Луганской республики. Он был близок к Евгению Викторовичу Пригожину, они вместе не только снимали кино, но и планировали военные операции, — сказал Шугалей.

— Сейчас много версий о гибели Пригожина, вы какой придерживаетесь? — интересуюсь я у Шугалея.

— Здесь не может быть много версий, это теракт, преднамеренное убийство людей. То, что говорят о некой неисправности самолета, на мой взгляд, цинично и низко.

Самолет был взорван, снаружи или внутри. Поэтому мы ждем от следствия ответа на этот вопрос. Я не понимаю молчания следствия. Что мешает признать, что это был теракт?

Понятно, что заказчиков и исполнителей будут искать долго, и это правильно, главное, чтобы искали. Но сообщите причину гибели людей. Поверить в техническую неисправность я не могу, я сам летал на этом самолете много раз, он в прекрасном состоянии, постоянно обслуживался. Складывается впечатление, что эту трагедию и нашу память пытаются похоронить в вакууме.

Алексей Сочнев / RTVI

— Какое будущее у ЧВК “Вагнера”, есть ли оно? — спрашиваю я.

— Костяк никуда не делся и не денется, это уже идеология, мужская религия. Безусловно, во время боевых действий на Украине многие погибли и были ранены. Финансирования сейчас нет, поэтому у всех у них будущее сейчас под вопросом. У многих есть семьи, и они принимают решение, исходя из этого. В Африке Россия сохранит свои позиции, в этом заинтересована власть в России, да и руководители африканских государств. Всем необходимо поддержание стабильности, — говорит Шугалей.

Алексей Нагин был соавтором двух фильмов, которые снял Евгений Пригожин — “Солнцепек” и “Лучшие в аду”. Первый фильм про начало конфликта на Донбассе, второй — двухчасовая лента, посвященная одному бою ЧВК “Вагнера” с ВСУ за девятиэтажку, с крыши которой было нужно передать координаты противника для корректировки атаки с самолетов. Нагин в этом фильме был экспертом по бою, все действия актеров были максимально приближены к действительности, чтобы зритель мог прочувствовать реальную войну.

— В обычном кино какие-то герои-одиночки типа Рэмбо или героя Арнольда в “Коммандос” сражаются с толпой военных или бандитов и побеждают их. Но в жизни все совсем не так, и я считаю, что никто до Алексея не показывал бой настолько реалистично. Конечно в фильме скомпонованы многие события боев за Попасную и другие города. За многими позывными реальные бойцы “Вагнера”. Но, что важно, в отряде Алексея до Бахмута не было потерь. — рассказывает один из ветеранов Валерий Шмель.

— В фильме “Лучшие в аду” в живых остается раненый командир “Полигон” и боец с позывным “Шмель”. Это, видимо, вы? — уточняю я.

— Да, это я, я воевал с Лешей в Попасной. Конечно, я не наводил авиацию, но выполнял другие задачи. Помню, он мне говорит: я тебе привет в новом фильме послал. Это он меня там сделал героем, который выполняет важную задачу. Приятно, конечно, было, — вспоминает Валерий Шмель.

После взятия Попасной была операция “Цветок Попасной”, благодаря которой была занята Светлодарская дуга, а вместе с ней вся территория ЛНР. Нагин был ранен. 5 августа 2022 года бойцы ЧВК “Вагнер” вышли на восточную окраину Бахмута в район улицы Патриса Лумумбы. В боях за этот участок фронта и погиб Алексей Нагин.

Со слов Шугалея, “Лучшие в аду” военные смотрят по несколько раз, у гражданских фильм “не заходит”. Должна была быть вторая серия, но ее не сняли, Нагин погиб, другого такого специалиста и постановщика боев у Пригожина не было.

Другой боец из ЧВК подтверждает слова Шмеля — в Попасной отряд “Терека” потерял только одного бойца — снайпера “Казачка”.

— Алексей был стратег, он тщательно разрабатывал все операции, все действия бойцов и нештатные ситуации просчитывал, разведка местности с коптера, вооружение противника. Все просчитывал. У него победа достигалась сбережением жизни личного состава.

В фильме есть фраза — “они думают как мы”. Этой фразой он руководствовался при операциях. В жизни мягкий, на фронте решительный и жесткий, но он никогда не унижал бойцов. Никогда не рассказывал другим об их слабостях. Потому что про своих так нельзя. Будучи командиром, сам всегда ходил в бой.

Алексей Сочнев / RTVI

Проблемы были, их было много, так как приходилось взаимодействовать со структурами, действиями которых управляли люди из Минобороны. Случались ситуации, когда вовремя не прикрывали нам фланги. Это всегда опасно — противник может зайти в тыл и полягут все.

Нагин дружил с Даниилом Мартыновым, ветераном “Альфы”, помощником Рамзана Кадырова. Все проблемы решал через него. Пару звонков и какого бы звания не был человек накосячивший — его …. (ставили на место, прим RTVI). Даже до Путина доходили иногда. Так что Нагина боялись все, полковники в штабе на совещании глаза прятали.

Алексей Нагин любил животных. Единственный диалог в фильме “Лучшие в аду”, не касающийся войны и противника — разговор бойцов у клетки с шиншиллой, где они спорят, хомяк это или морская свинка. Вот и сейчас, уходя с кладбища, я последний раз взглянул на могилу, рядом с ней лежал рыжий дворовый пес.