Трагическая и по-прежнему не до конца понятная история гибели российских журналистов в ЦАР продолжает обрастать новыми подробностями и версиями. При этом данные местных СМИ во многом расходятся с информацией официального следствия. Последние версии изучил корреспондент RTVI Сергей Морозов.

Данные об убийстве поступают все более запутанные, а твердых улик совсем немного. Агентство РБК опубликовало фотографии автомобиля, на котором ехали журналисты — видно, что машину обстреливали не очередями: одно пулевое отверстие в лобовом стекле и одно в двери. Причем, что подозрительно, обстреливали не водителя, а пассажиров. Вряд ли эти выстрели могли бы остановить машину — скорее всего, дорога была чем-то перекрыта, а значит, кто-то ждал, что эта машина появится. Представитель миссии ООН по стабилизации в интервью RTVI опроверг информацию о том, что кто-то из сотрудников ООН был фиксером съемочной группы.

Владимир Монтейро, представитель миссии ООН по стабилизации в ЦАР: «Нет, не было фиксера, никто из сотрудников миссии не участвовал. Дело сейчас ведет национальная полиция, которой оказывают помощь силы ООН. Вчера они выехали в Сибю для проведения следственных действий и находятся там до сих пор».

Также стало известно, что своих следователей в Центральноафриканскую Республику отправит Следственный комитет России. Министерство по коммуникациям ЦАР выпустило заявление: на журналистов напала дюжина вооруженных людей в тюрбанах, которые не говорили ни по-французски, ни на местном языке санго; они пытались захватить машину, журналисты оказали сопротивление и были убиты, а шофер был ранен и бежал. «Из документов, — говорится в сообщении, — на месте удалось найти только удостоверение блогера». В этом сообщении много неясного. Что такое удостоверение блогера? Если нападавшие пытались захватить машину, почему они оставили ее на дороге? Зачем было убивать журналистов? Откуда вообще все это известно? Главный редактор Центра управления расследованиями, который организовывал эту поездку, собирается выехать в Африку, чтобы собрать факты самостоятельно.

Андрей Коняхин, главный редактор Центра управления расследованиями: «Надо ехать разбираться. Я хочу получиться визу и поехать туда, и проводить расследование, что же там произошло и в чьих интересах все это было сделано. Очень странное демонстративное убийство, следы не заметали, остался живой водитель. Как будто акция устрашения, выглядит это так».

Ранее местная газета сообщила, что бандиты допрашивали и пытали журналистов. Но представитель МИД России Мария Захарова сказала, что Москва связывалась с медиками в Банги, которые осматривали тела, и те заявили, что следов пыток не обнаружили. Сейчас тела находятся в больнице Амитье. Предполагалось, что их отправят в Москву уже завтра, но возникли «технические сложности», и, возможно, отправку придется перенести.

Журналисты онлайн-издания Corbeau News Centrafrique без указания источников приводят несколько подробностей случившегося: по их данным, водитель сейчас арестован и дает показания в полиции. Сообщается также, что журналисты ехали совсем поздно ночью — около полуночи, и когда военные на блокпосту посоветовали им вернуться, якобы сначала позвонили какому-то своему соотечественнику, и тот их успокоил, сказав, что на дороге спокойно. По версии издания, у журналистов была договоренность встретиться с повстанцами из группы «Селека». Хотя по другим данным, для официального следствия приоритетной все еще остается версия ограбления.