Излечившись от коронавируса британский подросток стал галлюцинировать, считать себя суперменом и бояться слежки со стороны правительства. У мальчика развился столь редкий и острый психоз, что его случай врачи описали в научном журнале Pediatrics.
Ученые пока не нашли причин заболевания, ведь психические проблемы после ковида обычно наблюдаются у взрослых и людей, имевших подобные проблемы ранее.
С самого начала пандемии врачи стали сообщать о том, что COVID-19 может вызывать неврологические осложнения, список которых пополняется уже третий год по мере накопления данных. Из распространенных — потеря обоняния и вкуса, головные боли, тревога и проблемы с памятью. Еще в 2020 году ученые привели статистику, что примерно каждый пятый пациент с COVID-19 страдает от расстройств психики.
Среди симптомов — шизофрения, бредовые расстройства, расстройства настроения, депрессивные и тревожные состояния и другие психики, в том числе — психозы. Правда, статистика показывает, что от этого в основном страдают взрослые и пожилые пациенты. У детей же и подростков коронавирус обычно протекает в легкой или бессимптомной форме, и подобные последствия — крайне редки. Поэтому случай 16-летнего подростка из Великобритании обратил на себя внимание ученых под руководством Тарекегна Геберхивота из больницы имени королевы Елизаветы в Бирмингеме и стал поводом к публикации в научном журнале.
Изначально заболевший COVID-19 16-летний невакцинированный подросток, имя которого не указывается, был госпитализирован с одышкой и болью в груди и высокой температурой. Заболевание протекало в легкой форме, и после курса антибиотиков через пять дней его выписали.
Однако уже через три дня подростка снова положили в больницу из-за резких изменений в поведении. «Родные сообщили, что он стал более тревожным, начал говорить бессмысленные вещи, ругаться с родителями (что ему несвойственно), раздеваться до нижнего белья и странно жестикулировать… Он мог уставиться на потолок и говорить, что видит сообщения, что обладает особой силой, и проявлял растущие признаки паранойи и возбуждения», — описали его состояние врачи.
Подросток твердил, что из его головы удалили «информационную систему» и что правительство «охотится за ним». У него начались слуховые галлюцинации, при которых он слышал, как «все вокруг говорили ему не позволять врачам делать тест», который как он считал, убьет его. Кроме этого он начал призывать вслух персонажей компьютерной игры Fortnite, говорил, что данные в его мозге не могут снова быть расшифрованы, печатал руками в воздухе и произносил едва слышные непонятные слова. Наконец, по словам пациента, он мог видеть в комнате 8-12 несуществующих людей, и утверждал, что может читать их мысли, а также начал выражать суицидальные идеи.
Родители рассказали врачам, что в детстве их сын не имел психических проблем, нормально развивался и не отставал в развитии, не употреблял алкоголь и наркотики, у родственников также не было психиатрических заболеваний. После проведенных анализов и томограммы мозга (от электроэнцефалографии пациент отказался) врачи поставили диагноз — острый психоз на фоне коронавируса.
Мальчику прописали антипсихотическое средство галоперидол, но тот отказался его принимать, считая, что «персонал отделения хочет отравить его». Он часто впадал в состояние возбуждения и тревоги, а один раз бросил стеклянный стакан в дверь палаты, пытаясь убежать.
В конце концов врачам все-таки удалось начать лечить пациента галоперидолом и лоразепамом, в результате чего его состояние стабилизировалось. В ходе лечения подросток почти перестал говорить и бесцельно ходил по палате, беспричинно улыбаясь и нарушая личное пространство других пациентов.
Больного было решено перевести в отдельный блок, где лечение продолжилось с помощью антипсихотического препарата оланзапин, дозировку которого увеличивали с 5 мг до 15 мг, что привело к заметному улучшению. К моменту выписки психотические симптомы исчезли, ему советовали продолжить прием лекарств 6 месяцев. Через четыре месяца родители прекратили лечение, так как мальчик полностью пришел в норму, но из-за побочных эффектов стал набирать излишний вес.
Анализируя симптоматику и лечение пациента, авторы статьи затруднились назвать истинную причину острого психоза. Они исключили органическое поражение мозга и сочли удивительным отсутствие у мальчика отклонений в поведении и развитии до заболевания. Ранее возникновение психозов отмечалось у пациентов после приема гормонов кортикостероидов при лечении COVID-19, отметили ученые, однако мальчику этот препарат не прописывали, а единственный препарат, которым его лечили — антибиотик амоксициллин.
«Патофизиология психоневрологических осложнений после SARS-CoV-2 неизвестна. Возможно, что психозы возникают, как воспалительный ответ, который высвобождает чрезмерное количество цитокинов. Этот цитокиновый шторм может вызвать состояние гиперкоагуляции и последующие ишемические события в центральной нервной системе могут играть свою роль в возникновении психоневрологических симптомов, — говорится в исследовании. — Однако, наш пациент не страдал гипоксией и не имел повышенных воспалительных маркеров».
Весьма редким случаем назвал заболевание подростка и Джонатан Комисар, психиатр из Университета Дьюка, регулярно сталкивающийся с психозами у больных коронавирусом. «Мы видим маленький срез пациентов с COVID. Но должен ли каждый беспокоиться, что у него разовьется психоз после заболевания? Нет», — подчеркнул он.