Среди иностранных компаний, которые ушли с российского рынка, оказались и производители спортивных товаров и одежды, в том числе такие крупные бренды как Adidas, Nike и Puma. Закрылись и магазины французской сети спортивных гипермаркетов Decathlon. Российские производители обещают, что физкультурникам дефицит товаров не грозит, но в большом спорте могут возникнуть сложности. RTVI выяснял, будут ли профессиональные спортсмены переходить на отечественную продукцию и чему вряд ли получится быстро найти замену.
Кто заменит розницу
Около 40% или 58,6 млн россиян систематически занимаются спортом, говорится в исследовании, проведенном экспертами Российского экономического университета имени Плеханова в 2020 году. Это почти в два раза меньше, чем в советское время, когда доля любителей физкультуры достигала 70 — 80%.
Объем российского розничного рынка спортивных товаров в 2017 году составлял примерно 251 млрд рублей, что в три раза меньше, чем рынок косметических средств. На протяжении многих лет рейтинг самых крупных спортивных ритейлеров в России возглавляла группа компаний «Спортмастер», учредителем которой с 2012 года значится одноименная фирма из Сингапура.
В 2020 пандемийном году «Спортмастер» отчитался о рекордной выручке в 101,9 млрд рублей, хотя крупные иностранные бренды жаловались на снижение продаж. Тому же Adidas тогда удалось заработать в России 45,3 млрд рублей в России, а французской сети Decathlon – 21,8 млрд.
После начала военной операции на Украине российский рынок покинули основные иностранные игроки, которые выстраивали здесь свой бизнес десятилетиями. К примеру, у Adidas были несколько сотен торговых точек более чем в 100 городах. Похвастаться такой широкой географией присутствия большинство российских брендов и компаний пока что не может. Исключение – сеть спортивных магазинов КАНТ, принадлежащая семьям предпринимателей Даниила Виноградова и Григория Ариевича, у которой около 500 магазинов. В 2020 году, согласно данным СПАРК, компания смогла заработать почти 4 млрд рублей.
Плюсы и минусы импортозамещения
По данным Минпромторга на 2018 год, размер госзаказа на закупку спортивных товаров составлял 550 млрд рублей, однако только 10% от этой суммы приходилось на российскую продукцию. При этом 55% этих товаров предназначалось для занятий массовым спортом, 35% – для школ, а на нужды профессиональных спортсменов шло лишь 8%.
«Что в Советском Союзе, что сейчас в России в спорте высоких достижений существует большая зависимость от иностранных товаров. Многие вещи из экипировки, из профессионального оборудования у нас просто не производят. Например, лезвия для коньков у нас так и не научились пока что делать, хотя экспериментальные модели создавались еще в СССР. Ботинки – это да. Это не проблема. Уже есть на рынке несколько компаний, которые делают продукцию, не уступающую западной по качеству. Если будем дружить с Китаем, то у нас и с лезвиями все будет в порядке. Даже голландцы делают сейчас в Китае», – рассказала RTVI депутат Госдумы Светлана Журова, советская и российская конькобежка, многократная чемпионка России и олимпийская чемпионка.
По словам бывшей спортсменки, это совершенно нормальная практика для всего мира – производство под иностранным брендом продукции в Китае и в Тайване. К этой схеме прибегают не только крупные, именитые компании, но даже и небольшие предприятия.
Юрий Рудчик, бизнесмен, основатель брендов Terror и Prime, тоже в недалеком прошлом спортсмен, вот уже несколько лет занимается в России собственным производством беговых лыж, коньков и сноубордов, рассчитанных как на любителей, так и на профессионалов. По словам предпринимателя, реальную конкуренцию производству спортивного инвентаря в азиатских странах сейчас мало кто может составить.
Свой бизнес Рудчик начинал с небольшой мастерской в Москве на Преображенской площади. Позже, когда заказчиков стало больше, часть производства пришлось перенести в Китай и на Тайвань, которые являются мировыми лидерами по изготовлению досок для сноуборда. Сейчас компания Рудчика изготавливает порядка 1000-1500 единиц продукции в год. При этом лыжи полностью делаются в Москве, а вот сноуборды — преимущественно за рубежом, только 20% в России.
Хотя бизнесмен старается использовать как можно больше материалов отечественного производства, только половина из них приходит от российских поставщиков. По его словам, некоторое сырье, необходимое для создания лыж и сноубордов, например, специальная поверхность, известная как скользяк, производятся только четырьмя компаниями в мире – все они расположены в Европе. Сюда же относится клей и полиуретан. «Для того чтобы импортозамещение удалось, небходимо сочетать несколько факторов: качественный продукт, актуальный дизайн и готовность Минпромторга и спортивных федераций поддерживать инициативы отечественных производителей», — говорит он.
Сложности с импортозамещением инвентаря могут возникнуть и для тех видов спорта, которые в России появились относительно недавно – например, керлинга. По словам бронзовой призерки чемпионата мира Анны Сидоровой, камни для этого вида спорта в России не производятся.
«Есть определенные плюсы, что камни могут служить долго, но даже у них есть срок службы. В Международной федерации используют комплекты камней какое-то ограниченное количество времени. После этого, скорее всего, их передают в пользование какой-нибудь федерации, либо она их покупает. Поэтому для тренировок внутри страны камни могут использоваться еще довольно долгое время, даже если будут проблемы с логистикой и импортом. Кроме того, камни можно переворачивать, чтобы продлить срок службы. Недостатка или нехватки камней в краткосрочной перспективе бояться не стоит. Специальную поверхность на кроссовках, чтобы одна нога не скользила, научились приклеивать и в России по аналогии с тем, что делают за границей», – пояснила керлингистка.
Спортивный текстиль – это то, где у России уже есть некоторые наработки и успешные кейсы. Создатели формы для российской олимпийской сборной Zasport выручили с продаж в 2020 году 600 млн рублей. До этого прорыв на рынке совершила спортивная линейка российского производителя Bosco di Ciliegi, который разрабатывал экипировку для спортсменов из России на зимнюю олимпиаду в Сочи 2014 года.
«Качественные комбинезоны у нас тоже уже пара компаний делает. Юниоры у нас вообще все одеты в российское. Только те, у кого какие-то контракты рекламные, они в иностранном ходят», – отметила Журова.
Наращивание производства по некоторым категориям спортивных товаров отражено и в статистике Росстата. С 2016 по 2020 год на миллион штук увеличилось изготовление спортивных трикотажных костюмов. В три раза больше в России стало производиться палаток и почти в два раза больше — спальных мешков. В то же время спортивной обуви стало меньше: если в 2010 году объем производства составил 3,4 млн пар, то в 2020 году — только 1,5 млн.
Меры господдержки
В августе 2016 года Министерство спорта опубликовало приказ, в котором были перечислены виды оборудования и инвентаря, подлежащего импортозамещению. В списке оказались 28 наименований, большую часть которых составляют тренажеры для различных групп мышц, гимнастические мячи, скакалки, гантели для аэробики, комплекты булав, утяжеленные мячи для метания.
С 2019 года в России заработали новые правила обязательной сертификации и маркировки спортивных товаров, которые упрощают процесс выхода продукции от отечественного производителя на рынок. В качестве других поддерживающих индустрию мер, власти предлагали расширить финансовую поддержку и упростить выдачу кредитов производителям спорттоваров.
В апреле 2022 года министр спорта России Олег Матыцин говорил, что правительство выделило около 700 млн рублей на импортозамещение и «подготовку комплекса мер по стандартизации отечественного спортивного оборудования и инвентаря».
Развитие производителей инвентаря для спорта высоких достижений сейчас будет находиться в приоритете, считает президент Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования (АПЭОСТО) Анна Максимова. По ее мнению, сейчас власти должны дать временную преференцию российским производителям, чтобы они успели расширить производственные мощности, провести исследования.
«Для массового спорта дефицит товаров не прогнозируется. В прошлом году Минспорта закупило более 60% продукции от отечественных производителей. Прогнозируются сложности в большом спорте, связанные не только с технологическими барьерами, но и с международной сертификацией», – полагает Максимова.
По словам президента ассоциации, свой вклад в развитие российской индустрии спорттоваров должны внести и сами граждане. «Но мы со своей стороны можем только надеяться на разумность людей. Покупая у отечественного производителя, ты не только зачастую приобретаешь более качественный товар, но и обеспечиваешь рабочие места в России, развиваешь технологические мощности, сохраняешь деньги тут, в своей стране», – добавила она.
Дарья Баева