Сюжет
16:41
4 Июня 2018 г.
Что надо знать, чтобы понимать тексты Монеточки. Мета-мета-анализ
Поделиться:

Что надо знать, чтобы понимать тексты Монеточки. Мета-мета-анализ

Что надо знать, чтобы понимать тексты Монеточки. Мета-мета-анализ
Фотография:
Photographer Дмитрий Поленов / ВКонтакте

В мае 2018 года вышел новый альбом российской поп-певицы, а в прошлом интернет-мема Монеточки (настоящее имя — Елизавета Гырдымова). Альбом «Раскраски для взрослых» почти мгновенно получил хвалебные отзывы и критиков, и журналистов, и аудитории, в том числе нецелевой, более взрослой; самой Монеточке недавно исполнилось 20 лет, и она поет в первую очередь о современных школьниках и студентах — и для них же. 


В текстах Монеточки встречаются как очевидные отсылки к массовой культуре, от айфона до Pussy Riot, так и более сложные «пасхалки», который не так просто расшифровать. RTVI проанализировал тексты всех песен с альбома «Раскраски для взрослых» и собрал воедино подсказки для тех, кто хочет действительно понимать лирику Монеточки. 

Русская литература Серебряного века

цб_коллажи.jpg

    • У Монеточки встречаются переклички с образами и выражениями из стихов Марины Цветаевой: 
      • «вечно жить» (у Цветаевой: «сердце вечно жить готово»);
      • «зубы скалишь» (у Цветаевой: «зубки — что скалишь?»);
      • «глупая и смешная» (у Цветаевой: «смешная, глупая и упрямая»);
      • «сердце мое  — ... мышца» (у Цветаевой: «жила <…> конского сердца мышца — моя»);

      • тлеющие «в печке» тетрадки. 

    • Возможно, «будут твоими башни» — перекличка с «Уединением» Анны Ахматовой, где «башней стала западня, высокою среди высоких башен».
    • Еще до этого альбома в песне «Русское искусство» Монеточка писала: «Ведь я круче Цветаевой и круче Ахматовой».
    • В целом встречающие образы в лирике альбома Монеточки «фонарь», «луна», «керосин», «печка» «трамвай», «лампа» перекликаются по духу со стихами Серебряного века, с тем же Блоком. Подчеркнуто архаично выглядят «керосин» и «печка».

    • В песне Нимфоманка упоминается Осип Мандельштам: «Мандельштама книжку ставишь под косую полку».

    • Выражения «пустота и темнота» и «акварелька» перекликаются с книгами Андрея Белого «Петербург» и «Москва» соответственно. Собственно в книге «Москва» (1926) Андрей Белый первым из крупных русских писателей использовал слово «акварелька». У Монеточки: «Стал похож на твою акварельку».

    Русские народные песни 

      • За основу песни «Кумышки» взята русская народная песня «Ой, вы кумышки, вы кумитеся». В 2007 году ее, например, спела Пелагея. 

      • Припев этой песни у Монеточки построен как переосмысление мотивов русского фольклора. В народной песне «Вы будете венки в воду пускать, пустите вы и мой. Ваши венки по верху плыли, а мой на дно пошел». У Монеточки: «Вы будете венки рвать! Возьмите мене! Ваши венки по реке плыли! А мой на дно пошел!».
      • Кумушки-голубушки, кстати, кроме народных сказок встречаются и в классической литературе XIX века. 
        • У Островского в «Бедность не порок» (1853): «Вы, кумушки, голубушки, Подружки мои».
        • У Тараса Шевченко «Близнецах» (1855): «Так, может быть, кумушки-голубушки отчасти и не совсем клеветали».


      Постмодернизм

        • В песне «Пост-пост», которой закрывается альбом, речь идет про бытовое переосмысление современной философской традиции, берущей начало в пятидесятых-шестидесятых годах XX века; из Франкфуртской школы, школ семиотики, структуралистов, постструктуралистов и позднейших французских философов (Маркузе, Барт, Делез, Гваттари, Бодрийяр, Дебор и прочие). Они провозгласили смерть модерна и присущей для него логоцентричной репрессивности фигуры Отца и шире — любой власти и насилия.

        • В современном значении приставки пост- и мета- могут быть иронично добавлены к чему угодно, что было серьезным в предыдущую эпоху: постправда, метаюмор и так далее.

        • Именно поэтому у Монеточки «Сартр — это не всерьез». То есть описание внутренних страданий и экзистенциального ужаса (как, например, в «Тошноте») теперь невозможны из-за тотальной поверхностной ироничности. Или как раз постиронии. 
        сартр_монетка.jpg


          Современная музыка

            • В альбоме упоминается Виктор Цой, лидер группы «Кино». «Сердце не требует перемен» — отсылка к его песне «Перемен». Возможно, есть и еще один «реверанс» в ту же сторону: «Я вышел из дома в чужом пальто <…> Включи нам фары, трамвай, сожги нас без причин» у Монеточки, «Мы вышли из дома, когда во всех окнах погасли огни один за одним. Мы видели, как уезжает последний трамвай» — у Цоя.

            • Также речь идет про Курта Кобейна и про его самоубийство (он застрелился): «Не представлять, что такое возможно — выстрелить себе в рот».

            • В ироничной песне про «лихие девяностые» упоминается группа «Кровосток» (основана в 2003 году): «И только из кассеты, из песен „Кровостока“ я с детским ужасом узнала про то, что в девяностые убивали людей». Речь может идти про «Биографию», наиболее известный их трек про судьбу из девяностых.

            • В русском ковчеге упоминается скандальная панк-группа с их фирменными балаклавами: «Сняли цветные маски свои Pussy Riot тоскливо».

            • Из современного российского рэпа упоминается Boulevard Depo: «А телкам нравятся биты у Депо Бульвар, а не гитара».

            • Из американского хип-хопа Lil Peep: «С Небес допеваю последний хит я новый Лил Пип, интернет кипит».

            P.S. Если вы найдете другие отсылки в текстах песен нового альбома Монеточки, пишите на news@rtvi.com, мы с радостью добавим их сюда. 


            Авторы сюжета:
            Видео
            Что надо знать, чтобы понимать тексты Монеточки. Мета-мета-анализ