Шесть российских компаний, которые участвовали в строительстве Крымского моста, попали под санкции Европейского союза. В официальном заявлении говорится, что они «поддерживали незаконную аннексию» и нарушали территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины. Половина фирм принадлежит бизнесмену Аркадию Ротенбергу, который сам уже находится в санкционном списке. Подробности — в материале Сергея Морозова.
Под санкции попали предприятия, каждая из которых называет себя крупнейшей: «Мостотрест» — крупнейшая компания в инфраструктурном строительстве России; судостроительный завод «Залив» в Керчи — одно из ведущих судостроительных предприятий в Восточной Европе. Как объясняет Совет Евросоюза, эти предприятия участвовали в строительстве Керченского моста и тем помогли России укрепить контроль над аннексированным Крымом.
Заявление Совета Евросоюза: «Совет считает, в рамках политики непризнания нелегальной аннексии Крыма и Севастополя, строительство Керченского моста действием, продолжающим подрывать территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины».
Под санкции попал Институт Гипростроймост в Петербурге — за проектирование моста в Крым, ПАО «Мостотрест», ООО «Стройгазмонтаж» и ООО «Стройгазмонтажмост» — за непосредственное участие в сооружении моста (в ЕС отдельно отметили, что последние три компании принадлежат Аркадию Ротенбергу, а он сам — уже в личном качестве — находится в черном списке Евросоюза). Cудостроительный завод Залив попал в санкционный список за то, что помогал строить железнодорожную часть моста, о чем представители завода открыто говорили в прессе.
Марат Хатамтаев, главный инженер судостроительного завода «Залив»: «Здесь мы планируем размещать заказы по строительству мостовых и других металлоконструкций, которые будут размещены на нашем предприятии».
Наконец, Акционерное общество ВАД отмечено Евросоюзом как главный подрядчик в сооружении автомагистрали «Таврида», дорожного покрытия моста и подъездных дорог к нему. Всем этим компаниям теперь запрещено привлекать деньги компаний или частных лиц Евросоюза, а их активы в Европе (если такие найдутся) должны быть заморожены. Телеграм-канал «Представитель Ротенберга», который предположительно транслирует его точку зрения, опубликовал ответ на эти меры.
Аркадий Ротенберг: «Автомобильный уже сдали, по нему ездят люди. Теперь ребята строят ЖД. Все мы своей работой гордимся, и если это кому-то не нравится, то это не наши проблемы».
На вопрос, ударят ли новые санкции по строительству Керченского моста, в информцентре проекта ответили: «Никак не отразится на реализации проекта».
Этот ответ под копирку списан с предыдущего: два года назад санкции «Мостотреста» и «Стройгазмонтаж-мост» ввели Соединенные Штаты, и реакция России была слово в слово такой же. С тех пор на мосту открыли автомобильное движение. В пресс-центре Совета Евросоюза RTVI не стали комментировать, проводилась ли предварительная оценка того, как эти санкции отразятся на деятельности компаний.
Сейчас под санкциями ЕС из-за Крыма находятся уже 155 физических лиц и 44 организации. Но периодически выясняется, что Россия получает кое-что в обход санкций — после скандала с поставками в Крым турбин фирмы Siemens две голландские компании были уличены в том, что поставляли на стройку Керченского моста оборудование для забивания свай.