В российский прокат вышел девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды… в Голливуде» — письмо режиссера его любимому Голливуду 60-х. Редактор рубрики «Такое» Никита Марков посмотрел картину и уверен: это лучшее из того, что режиссер снял в последние годы.

Лос-Анджелес, февраль-август 1969 года. Актер Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) переживает, что его карьере пришел конец — когда-то он был на пике славы, а теперь ему постоянно дают роли злодеев, и он вынужден играть в (о, господи!) итальянских спагетти-вестернах.

Его друг и дублер-каскадер Клиф Бут (Брэд Питт) не переживает вообще. Ему не сложно поработать шофером Далтона (у того отобрали права за пьяное вождение), починить ему дома антенну и подбодрить захандрившего товарища, а вечером приехать на какую-то заброшенную свалку в трейлер, где Бут живет вместе со своим питбулем.

Также «в ролях»: актриса Шерон Тейт (Марго Робби) и ее муж, режиссер большого хита «Ребенок Розмари» Роман Полански (Рафаль Заверуха), которые только что переехали в дом по соседству с Далтоном, и «семья» Чарльза Мэнсона, с которыми случайно сталкивается Бут.

В принципе, это пересказ всего девятого фильма Квентина Тарантино, но дьявол, как известно, в деталях. «Однажды… в Голливуде» — это лучшее, что режиссер снимал за последние 12 лет.

тарантина пресс-подход

Фотография: Денис Каминев / RTVI

Начиная с «Бесславных ублюдков», Тарантино как будто работал на автопилоте. Три последних фильма («Ублюдки», «Джанго», «Омерзительная восьмерка») были дежурным упражнением в стиле, который режиссер придумал в начале 90-х и настолько отполировал его, что мог бы снимать и с закрытыми глазами.

Апофеозом этого периода стала «Восьмерка», где режиссер сначала закручивал (довольно мастерски, что уж) почти детективную интригу, а потом как будто сам себе говорил: «Постойте, это же фильм Квентина Тарантино» — и зачем-то устраивал дурацкую кровавую баню.

«Однажды…» — это, конечно же, тоже стопроцентный фильм QT. Но после Второй мировой и США середины XIX века режиссер выбрал период, который действительно обожает и, вероятно, именно благодаря этому все получилось.

кадр из однажды в голливуде

Фотография: кадр из фильма «Однажды… в Голливуде» / Sony Pictures Entertainment

Правда, большая любовь режиссера к выбранному времени в первой половине фильма выливается в тонну, вероятно, незнакомых российскому зрителю имен, которыми сыплют в разговорах персонажи, но и бог с ним.

Удивительно, но за первые 150 минут из 160 минутного фильма режиссер не показывает ни одного убийства (только в фильмах-«вставках», которыми периодически прерывается сюжет). Более того, на них нет и намека.

Тарантино просто кайфует от каждого кадра в дотошно воссозданном им Лос-Анджелесе полувековой давности и позволяет своим героям жить там, до определенного момента не особо заботясь, куда вообще движется фильм. Тейт так и вовсе бороздит просторы фильма, как какой-то призрак, ни разу за всю картину (ну, почти) не пересекаясь с главными героями.

Самую незамысловатую с точки зрения сюжета картину режиссера безусловно «делают» Ди Каприо и Питт. Это тот случай, когда два стопроцентно звездных актера в одном фильме идут ему на пользу, а не тянут одеяло друг на друга (кто бы мог подумать лет 20 назад, что Ди Каприо окажется таким отличным комедийным актером, а вот поди ж ты).

Еще до выхода «Однажды…» Тарантино говорил, что фильм больше всего будет похож на «Криминальное чтиво». Если он имел ввиду то, как лихо, весело и мастерски он снят, то режиссер точно не обманул.

СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР

Сложно обсуждать «Однажды…» и не упомянуть финал, который является абсолютной кульминацией фильма, тем моментом, к которому режиссер медленно (да, это, возможно, самый неторопливый фильм Тарантино) вел все предыдущие два с половиной часа.

В финале выясняется, что Тарантино снял свою мечту. И это не каскадер Бут жестоко (очень жестоко) расправляется с тремя членами семьи Мэнсона, это как будто сам Квентин сводит счеты с сектантами, которые отобрали у него возможность когда-нибудь повстречаться с Тейт (отсюда, кажется, и тот факт, что актриса не полноценный участник событий фильма, а именно «призрак»).

Это именно он, а не актер Далтон, в самом конце завороженный поднимается по дорожке к дому Тейт, чтобы поговорить «за жизнь».

И это, наверное, первый раз, когда после просмотра фильма Тарантино остается чувство, которое в английском метко называется bittersweet.