Теленовости
01:02
10 Февраля 2018 г.
Почему история жизни Сергея Довлатова актуальна в наше время
Поделиться:

Почему история жизни Сергея Довлатова актуальна в наше время

Видео
Почему история жизни Сергея Довлатова актуальна в наше время

15 февраля начнется Берлинский международный кинофестиваль. Россия на конкурсе представлена новой работой Алексея Германа-младшего «Довлатов». RTVI поговорил с создателями фильма и узнал, с какими трудностями они столкнулись во время съемок и почему эта картина очень важна для современного зрителя.


Действие фильма происходит в ноябре 1971 года в Ленинграде: незадолго до переезда Довлатова в Таллин и эмиграции в Таллин Иосифа Бродского, который прошел похожий путь запретов и ограничений.

1970-е были временем, когда немыслимо было не читать книги и совершать подлости ради денег, а встретить Бродского и Довлатова, причем вместе, было делом мыслимым. Алексей Герман-младший начал снимать фильм о Довлатове, а сделал в итоге монументальную картину о времени и людях, которых больше нет и не может быть:

«То поколение потрясающе не только своей преданностью тому, что они делают, но и невероятно прямой спиной, потому что если бы на некоторых наших современников, на часть из них, обрушилась и половина того, то вряд ли бы люди до последнего цеплялись за свою страну».

В фильме Сергей Довлатов проживает семь дней в ноябре 1971 года: он пытается опубликовать свои рассказы, подрабатывает в газете, ищет какие-то компромиссы с Советской властью, видится во сне с Леонидом Брежневым.

Фото: кадр из фильма «Довлатов» / Saga

Атмосфера 1970-х воссоздана с фантастической точностью: никакого новодела — только те самые предметы, которые были в то время. У людей, заглянувших на площадку, было полное ощущение, что они шагнули на полвека назад:

«Не те фактуры, не те цвета, не те лица. Изменилась улица Рубинштейна. Так что на самом деле осталось очень мало».

От квартиры, в которой Довлатов жил в начале 1970-х, ничего не сохранилось, поэтому ее воссоздавали до мельчайших подробностей. Художник-постановщик Елена Окопная собирала элементы декораций по барахолкам бывшего СССР. Она помнит историю каждого предмета:

«Делали сами полки, которые, как нам казалось, что-то добавят в атмосфере. Помимо всего прочего из того времени здесь есть металлический конструктор, который был и у Кати Довлатовой (дочери писателя — прим. RTVI)».

Исполнителя главной роли искали в России, но нужный типаж нашли в Сербии. Театральный актер Милан Марич — абсолютное попадание в образ Довлатова. По словам Германа-младшего, он очень тонкий, талантливый, «он бессребренник и как бы настоящий»:

«У него настоящее обаяние, он не симулирует мужественность. Довлатова нельзя было сыграть — надо быть немного Довлатовым внутри».

Открыл сербского Довлатова кастинг-директор фильма Владимир Голов. Милан Марич был, наверное, единственным актером, не читавшим Довлатова, но он быстро прочел его в сербском переводе, а к концу фильма мог уже читать на русском.

«Он занимался языком несколько месяцев в Сербии, и под конец картины уже понимал всех на площадке», — рассказал Голов.

В «Довлатове» собрали звездный актерский состав: Елена Лядова, Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Антон Шагин. Еще в фильме участвует сотня второстепенных персонажей, которые что-то говорят, делают, и это не считая массовки. По словам генерального продюсера Андрея Савельева, создатели картины проделали гигантскую работу, чтобы найти типажи эпохи, потому что даже лица в толпе сегодня выглядят иначе.

Искать типажи, близкие к кругу Довлатова, авторы фильма пришли в петербургскую синагогу. Так на съемочную площадку попали Мая Набокова и руководитель благотворительной программы Большой хоральной синагоги Алла Брук — режиссер придумал, что по фильму они будут мать и дочь.

Участники съемок так сроднились с фильмом, что просили отдать им на память предметы реквизита, но пока никому ничего не отдают — из реквизита потом могут сделать выставку. Савельев рассказал, что ему пришлось отбиваться от актеров и других участников съемочной группы. 

Фото: кадр из фильма «Довлатов» / Saga

Ради фильма перекрасили целое судно в другой цвет, привезли в Петербург из Москвы каток-асфальтоукладчик из частной коллекции, поменяли плафоны и лампы уличных фонарей.

Для одной из самых масштабных сцен фильма нужно пришлось перекрыть движение по двум набережным Невы от Зимнего дворца до Адмиралтейства. Оттуда убрали все современные автомобили и запустили старые «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы». По улицам ходила специально подобранная массовка, и для этой сцены заменили уличное освещение, чтобы оно было более похожим на освещение 1970-х.

Во время съемок иностранные участники — Польша и Европейский фонд поддержки кино — урезали финансирование. По словам продюсера Артема Васильева, съемки могли вообще прекратиться.

Фильм «Довлатов» политически попал в самую точку: тема свобод и цензуры в России всем интересна. Директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик уверен, что эта тема универсальная, и на Западе ее тоже поймут:

«Как директор фестиваля я должен смотреть все картины, чтобы оценить, насколько они хороши, насколько универсальна, понятна, тема. Так вот, Алексей Герман снял очень хороший фильм».

Сергей Морозов, RTVI


Полный выпуск можно посмотреть здесь.

Авторы: