4 июля рейсом «Аэрофлота» из Шанхая в Москву вывезли больше 250 граждан России. Пользовательница инстаграма Елизавета Леонова рассказала, что авиакомпания продала билеты для пассажиров с животными, но затем отказалась брать их на борт. В результате в Китае остался ее пес по кличке Амур и питомцы других пассажиров. В самом «Аэрофлоте» пока не прокомментировали ситуацию, а вывезти всех животных россиян просят даже в Госдуме. Подробнее — в материале RTVI.

UPD 2. Прокуратура после проверки не нашла нарушений в перевозке двух собак. Они пострадали в июне 2020 года после перелета рейсами «Аэрофлота». У одного животного, летевшего в Симферополь, были кровяные подтеки, а другой питомец получил травму глаз и перестал видеть при выполнении рейса Петропавловск-Камчатский — Москва.

UPD. Представитель «Аэрофлота» Михаил Демин заявил, что компания отказалась брать животных на борт, так как из-за этого они могли погибнуть. Кроме того, в компании усмотрели в перевозке признаки контрабанды. «Слишком очевидна была попытка организации массовой трансграничной транспортировки животных с привлечением в качестве перевозчиков третьих лиц», — отметил Демин.

Пост Леоновой появился 4 июля. По словам девушки, ее муж ожидал вылет в Россию, потому что вернулся в Китай только ради собаки. При этом о рейсе сообщили за сутки, когда уже не было возможности сделать документы на питомца, пишет Леонова.

«Мы много раз звонили в компанию „Аэрофлот“ и уточняли возможность провоза собаки. Нас каждый раз уверяли что всех возьмут и зарегистрироваться можно на месте, с этим проблем не будет. Так как мы не из Шанхая, на последние деньги были приобретены билеты до Шанхая. В аэропорт требовали прибыть к двум часам ночи, не смотря на то, что вылет в 08:10», — добавляет она.

У стойки регистрации образовалась очередь — вместе с Амуром в Россию пытались попасть и другие домашние питомцы. Однако на посадку пускали всех, кроме пассажиров с животными. После загрузки объявили, что мест для них нет. «Часов в шесть утра представитель компании „Аэрофлот“ в грубой форме на повышенных тонах начал угрожать людям с животными, что они никуда не полетят, для них регистрация закрывается», — пишет девушка.

В результат представитель перевозчика сказал, что питомцев отвезут следующим рейсом, но после взлета выяснилось, что животных не доставят домой и следующим рейсом. Сейчас все собаки находятся на передержке, за ними ухаживают волонтеры. Леонова рассказала, что свою собаку передала друзьям.

4 июля ТАСС сообщил, что из Шанхая в Москвы вывезли 253 граждан России. При этом девушка утверждает, что рейс был не вывозным, а коммерческим. По ее словам, граждане Китая покупали билет за 20 тысяч юаней (204 тысячи рублей), а россияне — за три тысяч юаней (30 тысяч рублей). Большую часть мест, уточняет она, заняли заводчики собак, которые взяли с собой много щенков. За них, пишет Леонова, доплачивали по $500.

RTVI запросил комментарии у пресс-службы «Аэрофлота».

Глава комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы Владимир Бурматов попросил авиакомпанию вернуть всех российских животных из Китая. Кроме того, он направил запрос в прокуратуру «с просьбой проверить законность отказа в вывозе».

Это уже не первый случай, когда «Аэрофлот» подвергает опасности животных при перелете. В январе 2020 года пассажир «Аэрофлота» перевозил из Нью-Йорка в Софию на борту трех кошек. Две из них получили травмы при транспортировке, а после пересадки в аэропорту «Шереметьево» раненые животные погибли. Тогда компания выплатила хозяину три тысячи рублей за повреждение переноски.

Два других случая произошли в июне. Так, пользователь инстаграма Кристина Иличева рассказала, что после рейса «Аэрофлота» в Симферополь мама девушки получила обратно собаку, которая летела в грузовом отсеке, всю грязную и в крови. В компании отказались брать на себя ответственность. Еще один питомец пострадал при выполнении рейса компании Петропавловск-Камчатский — Москва. Хозяйка таксы получила клетку с выломанной дверцей, а у самого животного был разбит глаз. Проверкой этих инцидентов занимается прокуратура.