Власти Австралии 31 июля опубликовали проект кодекса поведения, который обяжет Google и Facebook платить австралийским СМИ за использование их материалов. Корпорациям дали три месяца на то, чтобы договориться с изданиями о цене. В Google назвали документ грубым вмешательством правительства, которое повлияет на развитие цифровой экономики. Подробности — в материале RTVI.

В декабре 2019 года Австралийская комиссия по конкуренции и потреблению (ACCC) представила доклад о роли Google и Facebook на медиарынке страны. Ведомство тогда призвало правительство принять меры по борьбе с доминированием цифровых компаний. В АССС, в частности, отмечали, что те получают большие доходы от рекламы, используя контент СМИ.

После этого власти Австралии поручили АССС помочь корпорациям и изданиям заключить добровольное соглашение по использованию контента. Министр финансов Джош Фриденберг предупредил, что если стороны не договорятся, то власти примут кодекс, который обяжет платформы платить за публикации. Он подчеркнул, что правительство «не валяет дурака».

К совету Фриденберга не прислушались, переговоры провалились, а АССС начала разработку кодекса. 31 июля 2020 года комиссия представила его проект. До конца августа власти будут консультироваться и обсуждать проект с компаниями и СМИ, а после его внесут в парламент. Документ, например, вводит штрафы: за нарушение корпорациям придется заплатить до $7,2 млн или 10% от годового оборота.

У цифровых платформ теперь есть три месяца на то, чтобы договориться с изданиями о ценах на контент. Если этого не произойдет, то дело рассмотрит Арбитражный суд. Министр связи Пол Флетчер подчеркнул, что кодекс не определяет, за что именно платформы должны платить. «Это может быть фиксированная годовая сумма или плата за каждую единицу контента», — пояснил он. Председатель АССС Род Симс сказал, что через год кодекс могут пересмотреть.

В Google кодекс назвали недальновидным. По словам управляющего директора компании в Австралии и Новой Зеландии Мел Сильвы, они надеялись, что документ поможет развиваться издателям и цифровым платформам, а также внедрять новые технологии. В Facebook заявили, что отсутствие новостей не скажется на посещаемости платформы, а вот издатели могут упустить доступ к аудитории.

По словам Фриденберга, власти за то, чтобы Google и Facebook предоставляли свои услуги австралийцам. «Но мы хотим, чтобы это было на наших условиях», — добавил он.

Как пишет Guardian, разработка кодекса шла на фоне экономического кризиса во многих австралийских изданиях из-за распространения коронавируса. Медиакомпаниям пришлось сокращать зарплаты сотрудников, а некоторых увольнять из-за падения рекламных доходов.

Австралия не единственная страна, которая вводит такие правила. Например, Евросоюз в 2019 году принял изменения в закон об авторских правах. Он, в частности, обязал Google платить лицензионные сборы СМИ.

Первыми изменения ратифицировали во Франции, после чего власти страны потребовали от компании платить местным изданиям. На фоне этого в июне 2020 года Google договорился с тремя издателями из Германии, Австралии и Бразилии, что будет платить им за использование контента на своем новостном сервисе. В компании тогда пообещали, что в будущем заключат такие договоры с большим количеством издательств.