Блокирование контейнеровозом Ever Given в течение уже нескольких суток одной из мировых транспортных артерий — Суэцкого канала может самым ощутимым образом сказаться на мировой экономике и ценах на энергоносители, предупреждают эксперты и международные агентства. О том, как это может произойти — в материале RTVI.

Переоценить мировое значение канала — сложно: он соединяет Средиземное и Красное моря. Его зона рассматривается, как условная граница между Африкой и Евразией. Кроме того, речь идет о кратчайшем водном пути между Индийским океаном и Средиземным морем с выходом в Атлантический океан. Достаточно принять во внимание, что в год здесь проходит около 19 тысяч судов.

Следовавший из Нидерландов в Китай контейнеровоз сел здесь на мель из-за неблагоприятных метеоусловий. Его длина — 400 м, ширина — 59 м, водоизмещение 200 000 тонн.

Сейчас судно закупорило собой фарватер, заставив сотни кораблей ждать разрешения ситуации. При этом шансов на скорейшее разрешение проблемы не предвидится. Разблокировка Суэцкого канала от застрявшего гигантского контейнеровоза может занять несколько недель, предупреждают в российском МИД.

Источники агентства Associated Press (AP) информируют о том, что специалисты пытаются решить проблему без выгрузки контейнеров с судна. В операции по восстановлению движения по каналу участвуют восемь буксиров, указано на сайте администрации канала.

Пробка из судов в Суэцком канале уже привела к остановке контейнеровозов, на борту которых находится порядка 10 млн баррелей нефтепродуктов.

Управление энергетической информации США уточнило, что на этот маршрут приходится 10 процентов морских перевозок нефти в мире и 8 процентов СПГ. По информации Bloomberg, около 185 судов ожидают прохода через канал (данные актуальны на 25 марта).

Рынок сырья отреагировал позитивно. Цена на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE 24 марта повысились на 3 процента по сравнению с данными за 23 число.

Между тем стоимость фьючерсов в текущем месяце поднялась до $62,7 за баррель нефти. А ведь еще накануне Brent упала примерно на 6 процентов, до $60,71 за баррель. Причина объясняется опасениями, что спрос на энергоносители в обозримой перспективе окажется более слабым, чем ожидалось. Речь шла и о возвращении мер по самоизоляции на фоне пандемии.

«Оценить влияние достаточно сложно, вопрос в том, насколько эта ситуация затянется. Если это займет два-три дня, то влияние может быть исключительно краткосрочным. Я не думаю, что это критично скажется на рынке нефти. Дефицит на рынке может сформироваться, но поскольку он существенно меньше тех запасов, которые есть у потребителей, временная остановка не является критической», — заявил «РБК Инвестициям» главный эксперт центра макроэкономического прогнозирования «Газпромбанка» Егор Сусин.

Обстановка с закупорившим фарватер контейнеровозом может дать «хороший краткосрочный фактор» для роста цен, но долгоиграющим эффект не станет, полагает эксперт.

Вместе с тем цены на нефть могут достичь не только 10 процентов, но и превысить этот порог, если окажутся правы те, кто считают, что уйти на решение проблемы может до нескольких недель, убежден кувейтский эксперт в сфере нефтяных рынков Худжадж Бу Худур.

Согласно его точке зрения, за этим процессом последует рост цен на стоимость морских грузоперевозок, а значит и на себестоимость товаров в мировой торговле. Кроме того, добавляет Бу Худур, может существенно вырасти стоимость страховки.

Бывший член совета правления администрации канала Ваиль Каддур также связывает возможный рост цен на нефть с темпами разблокировки канала.

Bloomberg обращает внимание на то, что европейские и американские покупатели нефти могут теперь переключиться с ближневосточных предложений на предложения из других регионов, включая Россию.