Управляющий директор Facebook в Австралии и Новой Зеландии Уилл Истон выступил против законопроекта, по которому технологические компании заставят платить за публикацию контента австралийских СМИ. Истон предупредил австралийских пользователей, что если закон примут, то Facebook и Instagram запретят им публиковать местные и международные новости. Законопроектом обеспокоился и Google.

Истон отметил, что запрет на публикацию — последний шаг, на который они готовы пойти. Он считает, что это единственный способ защититься от нелогичного решения, которое толькр повредит развитию австралийским СМИ.

Инициатором законопроекта в апреле 2020 года стало правительство страны, а разработку документа поручили Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей (ACCC). Это стало следствием расследования деятельности «больших технологических компаний», которое провели в 2017 году. Катализатором послужило сильное падение доходов австралийских СМИ от рекламы и подписки, которое усугубилось эпидемией коронавируса.

В проекте закона говорится, что если Facebook или Google нарушат соглашение об оплате контента, то их могут оштрафовать на 10 миллионов австралийских долларов ($7,4 млн) по гражданским искам от пострадавших СМИ.

Истон подчеркнул, что за первые пять месяцев 2020 года новостные сайты получили 2,3 млрд переходов с фейсбука, что принесло им дополнительный трафик на сумму около 200 миллионов австралийских долларов ($147 млн).

«У нас остается выбор: либо полностью удалить новости, либо принять систему, которая позволит издателям брать с нас за такое количество контента, которое они посчитают нужным без четких ограничений. К сожалению, ни один бизнес не может так работать», — заключил он.

Казначей Австралии Джош Фриденберг заявил, что закон отвечает национальным интересам и создаст более устойчивую медиаиндустрию в стране, в которой будет оплачиваться оригинальный контент. На вопрос Reuters по ситуации с Facebook он ответил, что ведомство не отвечает на «принуждение или жесткие угрозы».

ACCC

Фотография: ACCC

Куратор предлагаемого законопроекта и председатель ACCC Род Симс отметил, что реакция соцсети «несвоевременная и неверная», а документ направлен на обеспечение прозрачности в отношениях Facebook и Google с австралийскими СМИ. Представитель лоббистской группы бесплатных вещателей Бриджит Фэйр считает, что действия американской компании — это просто попытка запугать.

Против закона выступил и Google. Управляющий директор компании в Австралии Мел Силва считает, что законопроект может поставить под угрозу личные данные пользователей и затруднить доступ к бесплатным услугам. Она отметила, что ежегодно корпорация платит миллионы долларов австралийским медиакомпаниям, которые получают от нее миллиарды бесплатных переходов.

Симс назвал высказывания Силвы «дезинформацией» и заявил, что Google не нужно будет делиться какими-либо дополнительными пользовательскими данными с австралийскими СМИ.

Это не первая попытка производителей информационного контента заставить технологические гиганты поделится прибылью. В 2014 году власти Испании обязали Google платить местным издателям за заголовки и отрывки материалов, которые публиковались в агрегаторе Google News. В ответ на это компания просто отключила испанские СМИ от своей платформы. По данным исследования Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета, количество читателей испанских СМИ впоследствии упало. Особенно сильно исключение из агрегатора сказалось на небольших изданиях.