Тысячи ученых подписали «Декларацию Грейт-Баррингтона», в которой правительства стран мира призывают отказаться от жестких ограничений из-за распространения коронавируса. Авторы документа говорят, что локдауны и другие меры приводят к пагубным психическим последствиям. Они предлагают изолировать только группы риска, а остальным дать вернуться к нормальной жизни. Но не все ученые разделяют их точку зрения.

«Декларацию Грейт-Баррингтона» составили трое ученых: Мартин Кулдорф из Гарвардского университета, профессор Оксфордского университета Сунетра Гупта и Джей Бхаттачарья из Медицинской школы Стэнфордского университета. Документ подписали тысячи врачей и ученых из многих стран мира.

Как отметили авторы декларации, они посвятили свою жизнь защите людей и считают, что нынешняя политика изоляции разрушительно сказывается на здравоохранении. В частности, из-за мер меньшему числу детей делают прививки, врачи проводят меньше исследований на рак, а также у людей в целом ухудшается психическое здоровье. По их словам, эта ситуация может вызвать скорый всплеск смертности.

Ученые подчеркнули, что за последнее время исследователи существенно расширили знания о коронавирусе. В частности, выяснилось, что большую угрозу он несет для пожилых людей, а, например, для детей он не столь опасен. В декларации говорится, что пока не появился коллективный иммунитет, врачи должны стремиться свести к минимуму смертность от COVID-19.

Но для достижения коллективного иммунитета, пишут авторы, нужно дать людям не из групп риска жить нормальной жизнью. Остальным же составители декларации предлагают уделить особое внимание — например, усилить контроль за домами престарелых, а пенсионеров обеспечить продуктами питания.

При этом менее уязвимым группам людей достаточно будет соблюдать правила гигиены и сидеть в изоляции, если они заразятся. Кроме того, ученые предлагают не переводить на удаленное обучение университеты и школы. Работать молодые люди, считают авторы, должны тоже не из дома. Кроме того, авторы декларации предлагают не закрывать рестораны, а также возобновить культурные и спортивные мероприятия.

После выхода документа несколько ученых раскритиковали его тезисы. Уильям Ханедж из Гарварда отметил, что авторы декларации правильно указали на косвенный ущерб от пандемии. В то же время, по его словам, ответить на него они предлагают увеличением прямого ущерба. Кроме того, ученый подчеркнул, что у молодых людей, которые переболеют COVID-19, также могут быть долгосрочные проблемы со здоровьем. Вместе с другими эпидемиологами Ханедж летом опубликовал исследование о том, что коронавирус постепенно становится более смертоносным для людей в возрасте 30 лет.

Критике декларацию подверг также Грегг Гонсалвес из Йельского университета. Он сказал, что почти для половины людей коронавирус может быть опасным. По его словам, идея об изоляции только отдельных групп риска «нелепа».

Профессор медицинской школы университета Лидса Стивен Гриффин сказал, что уязвимые для инфекции есть во всех слоях общества, и они заслуживают одинакового обращения. По его словам, последствия коронавирусной инфекции в виде боли в суставах и усталости есть даже у тех, кто перенес COVID-19 в легкой форме.

Саймон Кларк из Университета Рединга напомнил, что сейчас неизвестно, можно ли достигнуть коллективного иммунитета. По его словам, ученые еще не выяснили, насколько эффективен и долговечен постинфекционный иммунитет.

Пока сложно сказать, кто прав в этом споре. Несколько стран на заре эпидемии отказались от введения жестких мер. Среди них Беларусь, где вирусом с начала пандемии заразились 81,9 тысяч человек, из них чуть меньше 900 умерли (1% от общего числа). Аналогично поступила и Швеция — там инфекцию подтвердили у 97,5 тысяч человек. При этом смертность в Швеции выше, чем в Беларуси — жертвами инфекции в стране стали почти шесть тысяч человек (6%).

Другие страны вводили ограничительные меры, но пока невозможно однозначно оценить их эффективность. В России, где с марта во многих регионах начали вводить режимы самоизоляции, число зараженных превысило 1,2 млн человек, а 21 тысяча пациентов умерли (1,7%). Жесткий карантин был и во Франции, где, по последним данным, выявили 693,6 тысячи инфицированных, а умерли больше 32 тысяч человек (4,9%). Кроме того, сейчас число новых заражений коронавирусом в мире вновь начало расти.