В минувшие выходные Доминика Каммингса, советника британского премьера Бориса Джонсона, обвинили в нарушении карантина. Извиняться он отказался, и британцы потребовали его отставки. Джонсон встал на защиту советника, после чего увольняться стали уже другие члены кабинета. Подробности скандала — в материале RTVI.

В конце марта в Великобритании ввели строгий режим карантина. Покидать дом можно было только раз в сутки для похода за продуктами или поездки на работу. Людям объяснили, что при первых симптомах заболевания нужно изолироваться вместе с семьей, а потом позвонить врачу. Эта схема должна была стать универсальной для всех.

И все же, когда жена Каммингса почувствовала себя плохо, советник решил действовать по-своему. 27 марта он вывез ее и сына из Лондона в графство Дарем на северо-востоке Англии, где живут его родственники.

Когда советника спросили, зачем он пересек полстраны вместо того, чтобы изолироваться в Лондоне, тот ответил, что все дело в его четырехлетнем сыне. Оказалось, Каммингс понимал, что его жену в любой момент могут отправить в больницу, да и сам он чувствовал себя неважно. В Дареме же о малыше было кому позаботиться.

Но вдали от Лондона все пошло не по плану — жена советника Каммингса быстро выздоровела, зато у него самого и его сына началась лихорадка с явными признаками COVID-19. Несмотря на это, в начале апреля политик вновь нарушил карантинный режим, и вместе с семьей отправился в замок Барнард в 50 км от дома. По словам Каммингса, так он хотел проверить, готов ли физически к дальней поездке до Лондона.

Многие британцы посчитали его аргументы недостаточными. К середине апреля в Дареме выявили всего нескольких зараженных коронавирусом, а эпицентром эпидемии был Лондон. Из-за эгоистичных действий советника вирус мог распространиться по всему региону. Риск, которому он подверг местных жителей, нельзя было оправдать тем, что Каммингс — заботливый отец. К такому выводу пришли журналисты, активисты и политики.

К отставке советника призвали не только члены оппозиционной Лейбористской партии, но и несколько консерваторов, а в официальном твиттере госаппарта страны появилось осуждающее сообщение в адрес Каммингса: «Высокомерно и безответственно. Представьте, каково работать с теми, кто так извращает правду». Сейчас этот твит удален.

Каммингс заявил, что не сожалеет о том, что сделал, поскольку обстоятельства были «исключительными». Джонсон его поддержал. «Я считаю, что во всех отношениях он повел себя ответственно и законопослушно. Его главной целью было задержать распространение вируса и спасти жизни», — сообщил Джонсон на пресс-конференции. По его словам, он знал о поездке советника и полностью одобрил его «отцовский инстинкт».

«Это был тест для премьер-министра, и он его провалил», — заявил лидер Лейбористской партии Кир Стармер. Слова Джонсона он назвал оскорблением всего британского народа и тех жертв, на которые люди пошли ради борьбы с инфекцией.

Дуглас Росс

Борис Джонсон (слева), Дуглас Росс (справа) Фотография: Stefan Rousseau / PA / TASS

В знак протеста против действий Каммингса и бездействия Джонсона в отставку подал заместитель министра по делам Шотландии, член Консервативной партии Дуглас Росс. Свой уход он объяснил тем, что только так он может быть честен с к избирателям. «Я не могу со спокойной совестью сказать им, что все они ошибались, а один советник правительства был прав», — пояснил Росс.

Негодование британцев можно понять — страна находится на четвертом месте в мире по числу зараженных. К 26 мая вирус выявили у 262,5 тысяч жителей королевства, около 37 тысяч человек умерли. Сейчас карантинные ограничения начинают постепенно ослаблять, но ходить в гости все еще нельзя.

Это не первый раз, когда поведение Каммингса вызывает недовольство общественности. По мнению лейбористов, его влияние в кабинете Джонсона чрезмерно. Так именно конфликт с Каммингсом считают причиной внезапной отставки министра финансов Саджида Джавида в феврале этого года. Кроме того, перед референдумом по Брэкзиту именно Каммингс, который является профессиональным политтехнологом, возглавлял кампанию за выход Великобритании из ЕС, что также не добавляет ему популярности у оппозиции.