Истории
15:15
5 Октября 2019 г.
Любовь к детям и профессии, сложности с родителями и отсутствие свободного времени. Учителя — о своей работе
Поделиться:

Любовь к детям и профессии, сложности с родителями и отсутствие свободного времени. Учителя — о своей работе

Фотография:
Владимир Смирнов / ТАСС

5 октября 1966 года ЮНЕСКО и Международная организация труда приняли документ, который определил условия работы учителей. С тех пор этот день стал неофициальным праздником учителей, а с 1994 года ООН утвердил его официально. RTVI поговорил с учителями о том, как они пришли в эту профессию, с какими трудностями столкнулись и почему они не готовы променять свою работу на любую другую.

1/5

Серафима Дмитриевна — 22 года. Испанский и английский языки в частной школе, Москва

Поступить в педагогический университет было легко, но само обучение было утомительным и длилось пять лет. Чтобы оправдать потраченное время, я пошла работать по профессии, тем более что мне нравится преподавать. Уже три года работаю школьным учителем и чуть дольше занимаюсь репетиторством.

Одна из первых проблем в работе была с оборудованием, которое стояло в школе. Я пришла, там были компьютеры MAC, а у меня был Windows. Я не умела работать на маке и это вызывало у меня беспокойство перед уроком, не хотелось ударить в грязь лицом перед учениками. Часто сложности возникают с родителями. Если с учениками, когда оказываешься с ними в классе, можно найти выход почти из любой ситуации, то с ожиданиями родителей работать сложнее. Они часто не совпадают с ожиданиями ребенка и с его желаниями в целом. И ты оказываешься заложником ситуации: тебе нужно ребенка учить, он сам не хочет, а хочет родитель. В итоге у тебя ученик, у которого отсутствует собственная мотивация. При этом он послушно ходит на занятия.

Классно, когда твой ученик оказывается из сферы, с которой ты никогда не соприкасался. Как-то у меня был ученик, который помогал людям с зависимостями: алкогольными, наркотическими. А испанский нужен был, чтобы пройти переквалификацию где-то в испаноговорящей стране. Еще был ученик, который один ходил на мои дополнительные занятия, пока его одноклассники играли в футбол на свежем воздухе. А потом невзначай позвал меня на свою премьеру в Большой театр. Через таких учеников соприкасаешься с миром, к которому не имеешь доступа в своем пузыре.

Ощущение все бросить и уйти возникает, когда сам не можешь справиться с классом и переходишь границу. Повышаешь голос, знаешь, что не стоит так делать, ведь если повышаешь, значит не справляешься с ситуацией, но когда находишься в той ситуации — это единственное, что остается. Также желание все бросить возникает зимой, когда жить не хочется. Иногда многие мои коллеги задумываются, а есть ли в образовании смысл. Чему мы можем научить детей, если мы сами свою жизнь построить не можем. Вдруг учим неправильно, вдруг, пока мы учим, жизнь успеет поменяться, время пройдет. В итоге эти мысли загоняют тебя в круг размышлений, из которого сложно вырваться.

Бывает ловлю себя на стандартных учительских фразах. Но я стараюсь этого избегать. Я повторяю некоторые учительские назидания, которые слышала в школе. Например: «Поиграть в компьютер у тебя время было, а сделать домашнее задание не было». Добавьте к этому выражение лица, когда учитель укоризненно смотрит, а тебе должно быть стыдно. Я не могу сказать, что это работает, но эти фразы вырываются сами собой.

Репетиторством занимаюсь, потому что это приносит существенный дополнительный доход. Довольно часто это легкая и непыльная работа. Репетиторов могут нанимать на всякий случай. Часто оказывается, что запрос родителей заключается в том, чтобы следить за выполнением домашнего задания или проверять, чтобы ребенок делал его правильно. Особенно это касается младших школьников. Если есть несколько учеников такого плана, то можно рассчитывать на стабильный доход.

2/5

Ксения Дмитриевна — 25 лет. Европейская гимназия, Москва

Мне с самого детства нравилось объяснять что-то и рассказывать. В 10-м классе я участвовала в дне самоуправления в своей школе, мне очень понравилось работать с ребятами помладше. В университете, как и все, подрабатывала репетиторством и сразу втянулась в это дело. Потом начала преподавать группам и все сложилось само собой.

В школе постоянно происходит много интересных событий. Недавно мы делали с детьми упражнение на приоритизацию, где нужно составить расписание воображаемого средневекового короля из типичных задач: поохотиться, объявить войну, померить платье и так далее. Обычно ученики с энтузиазмом включаются в задание и приоритезирует военные задачи, справедливо считая, что они важны для управления королевством. А тут мне весь класс заявил, что их король вообще не будет воевать, потому что война — это несправедливо. И на охоту не поедет, потому что это — насилие над животными. И они были совершенно серьезны в этом. Мне кажется, это здорово, за этим будущее.

Раньше я работала семь дней в неделю, а сейчас у меня наконец появился один выходной. Я стараюсь выкраивать минуты спокойствия и отдыха и в рабочие дни. Например, выпить чаю с коллегами на длинной перемене или пойти проверять тетради в прохладе и тишине библиотеки. Это помогает чувствовать себя лучше даже в разгар рабочей недели.

Я преподаю шесть лет. Обычно новые учителя уходят из профессии в первые пять, поэтому считаю этот важный рубеж для себя преодоленным. Конечно, был период выгорания и просто зверской усталости, особенно, когда совмещала уроки с учебой и административной работой. Но уйти из школы? Ни за что! Дети дают гораздо больше энергии, чем забирает вся работа в целом.

Никогда не думала, что буду так сильно любить детей. Я знаю учителей, которые любят уроки и свою работу, но не привязываются к детям. Это не про меня. Для меня каждый ребенок — человек, личность, важный кусочек пазла. Я не говорю, что это преимущество, это просто так есть. Я обожаю детей, потому что они обладают огромным потенциалом, они легко отвечают на доброту, за ними будущее планеты.

Мне кажется, текущие образовательные стандарты часто неоправданно душат творческую свободу учителей и перегружают их работой. Учителя не любят бумажки и навязанные правила, они любят работать в классе с детьми.

Я часто преподаю на английском, могу сказать что-то в духе: ″Have you forgotten your head at home?″ («А голову ты дома не забыл?») , ″The bell is for the teacher!″ («Звонок — для учителя») и так далее. Детям смешно, потому что они раньше это слышали по-русски от нелюбимых учителей. Но это только шутки, сарказм для ребят, у которых я давно преподаю.

3/5

Григорий Андреевич — 27 лет. История и обществознание в гимназии №9, Химки. Учитель 2018 года

Решил стать учителем еще в классе девятом, меня тогда классная руководительница попросила подменить ее на уроке. Потом, когда я учился в МГУ на историческом, возникло ощущение, что знания и мир, которые я открываю, нельзя оставлять только себе. И вот я уже семь лет преподаю в школе, которую закончил.

Одна из главных проблем — зарплата, она сначала была меньше стипендии. А другая проблема связана с учителями, они воспринимали меня как ученика, а не как коллегу. А что касается взаимоотношения с детьми и с родителями — проблем не было никогда.

Я никогда не думал уйти в другую профессию, потому что понимаю стопроцентно, зачем я здесь, и собираюсь быть здесь всю свою жизнь. Иногда, конечно, возникало желание уволиться, но это издержки профессии, выгорание — частое явление. Если вы взглянете на день учителя, то это семь уроков, кружок, а вечером подготовка к завтрашнему дню. Это не с девяти до пяти в офисе сидеть. Работа не заканчивается все пять дней, а еще в субботу надо что-то делать. И это бьет по эмоциональному фону и потому педагоги быстрее выгорают. Но есть вещи, которые тебя всегда отрезвляют и мотивируют работать дальше.

Свободного времени не очень много в силу различных внешних обстоятельств, например, общего учительского сообщества, которое нужно защищать и с которым надо общаться. Есть события, которые отвлекают, например, командировки. На первых порах свободного времени вообще не было. В целом, если вам нравится работа, то нехватка времени — это удовольствие.

За время работы было очень много интересных случаев, у меня даже есть отдельная тетрадь, куда я выписываю смешные ситуации. Дети очень смешно коверкают термины. Недавно у меня был диктант в седьмом классе, и там был термин «колония» в контексте географических открытий. Девочка одна написала, что «колония» — это место, куда можно отправить человека на несколько лет.

Никаких серьезных изменений в школьную систему я бы не вносил. Быстрее бы менял систему подготовки учителей в регионах. Во многих из них ситуация не очень радужная, зачастую молодые учителя приходят со старыми представлениями о школе и детях. Московские вузы перестроились, я учитель в Московской области, тут тоже перестроились. Я бы здесь стал ковырять (если оставлять за скобками зарплату — этот вопрос нерешаемый). Другая проблема — это старение кадров, Минпросвещение это видит, мы все вместе думаем, как ее решать, но это тоже вопрос зарплаты. А остальное: я бы просто исполнял законы. У нас лучшие законы в мире, касаемо прав всех участников образовательных отношений.

4/5

Юлия Викторовна — 27 лет. Русский язык и литература в Класс-центре, Москва

В 6 лет я завела журнал (склеивала листочки формата А4) и выставляла отметки своим куклам. Но тогда это были игры, а осознанное решение пришло только в 11-м классе. С детьми я всегда находила общий язык, люблю русский и литературу – что еще нужно? Какое-то время я еще сомневалась, но потом моя классная руководительница начала расписывать все плюсы, среди которых был: «Юля, такой отпуск ты нигде больше не найдешь!» И с легким сердцем я поступила в педагогический университет.

Я помню свой самый первый день в школе. Закончился урок в классе, где я классный руководитель, и ко мне пришли дети, у которых я просто предметник. Я с ними здороваюсь, знакомлюсь, пытаюсь запомнить по именам. И тут я осознаю, что они меня вообще не слушают, они уже переключились на свои разговоры. В общем, классика: возбужденные дети, еще не отошедшие от летних каникул, обезумевшие от встречи с одноклассниками и учителями, радостно делятся своими эмоциями. Но это я сейчас понимаю, а семь лет назад у меня был шок: почему они меня не слушают, разве они не должны молчать, когда я говорю? Так что первой проблемой, конечно, стала дисциплина.

Я с 2014 года веду твиттер, куда записываю самые интересные и смешные случаи из школьной практики.

Свободного времени мало, так как я не только классный руководитель и учитель-предметник, но и главный редактор школьного журнала. Но я все равно нахожу время на себя, семью и отдых.

Дети — это самое интересное, что есть в нашей работе. Они могут быть и источником вдохновения и энергии, и маленькими дементорами, которые высасывают всю радость. Мне нравится общаться с учениками. Мне нравится, когда ученики делятся со мной своими мыслями и переживаниями. Иногда такие разговоры бывают полезнее, чем объяснение чередующихся гласных в корне.

На непослушание реагирую по-разному, зависит от ситуации. Самое действенное, кстати, — пообщаться с учеником наедине, спросить, почему он так себя ведет, можно ли эту ситуацию как-то изменить.

Если говорить о шаблонных фразах, то у меня есть своя любимая: «Не смотрите в тетрадь соседа, вы все равно умнее, чем ваш сосед».

В моей идеальной школе не было бы домашних заданий, а если и есть — ученики проверяют тетради друг у друга.

5/5

Ольга Александровна — 48 лет. Учитель начальных классов в среднеобразовательной школе, Ессентуки

Я не собиралась становиться учителем, у меня была мечта стать стюардессой. Но благодаря маме я стала учителем. Разглядев во мне организаторские качества, она отвела меня за руку в педучилище. Я около 30 лет работаю учителем и очень благодарна ей за это, в другой профессии себя не вижу.

Одной из первых проблем в школьной практике была субординация. Я пришла, когда мне было 19, а моим детям — 7. Они видели во мне старшую сестру, и помимо субординации отсутствовала дисциплина.

С некоторых пор мы все компьютеризированы, у каждого педагога стоит компьютер, доска и так далее. Однажды у нас сломался компьютер, сбежались все: информатики, техники, чтобы его включить, но никак не получалось. Мальчик с первой парты наблюдал за этим, причем он был слабоуспевающим. Потом вопрошающе посмотрел и спросил: «Не получается включить?» Подошел, нажал две кнопочки, все включилось, все заработало. Учителя в восхищении, начали ему сразу пятерки ставить. Так что можно сказать, что пословица «яйца курицу не учат» изжила себя. Дети нас очень многому учат.

Свободного времени у учителей не так уж много. Нам приходится работать на несколько ставок, чтобы чувствовать себя в современном мире комфортно. Приходишь домой, продолжаешь работать, делать отчеты, в письменном и электронном виде.

Детей очень люблю, они отвечают взаимностью. Не представляете какое чувство гордости, когда дети занимают призовые места на олимпиадах, творческих конкурсах. Тогда понимаешь, что жизнь прожита не зря.

Родителей не вызываю, стараюсь беседовать с глазу на глаз с ребенком или привлекать психологов. Все решать в стенах школы.

Какая в моем представлении идеальная школа? Иногда, когда мы проходим творчество Льва Николаевича Толстого, они удивляются, что он проводил уроки под открытым небом. Мне бы хотелось больше таких уроков. Но у него была лесная школа, парты стояли на свежем воздухе. Мне бы хотелось такого.

Стандартных шаблонных учительских фраз не использую. Общаемся мы практически все время на вы. Дети чувствуют себя личностью с первых шагов пребывания в школе. Поэтому таких стандартных, шаблонных фраз нет.