Реклама
Истории
15:13
16 Октября 2020 г.
Исходящие данные. Фотопроект RTVI об обезлюдевших офисах
Поделиться:

Исходящие данные. Фотопроект RTVI об обезлюдевших офисах

Фотография:
Иван Краснов / RTVI

«Теперь здесь офис» — этот старый московский мем в эпоху пандемии звучит, скорее, как эпитафия: офис действительно есть, но он все чаще становится необитаемым

Фотограф RTVI Иван Краснов побывал в пустых конторах столичных компаний, а корреспондент Дмитрий Лобанов поговорил с их представителями о том, есть ли жизнь вне рабочих помещений.

Aviasales: Оплачивали сотрудникам расходы на психотерапевта

авиасейлз2
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


HR-директор Aviasales Полина Гавра рассказала, что опыт удаленки у компании был еще до пандемии, поэтому коронавирус не стал неожиданностью. Так, сотрудники могли работать несколько недель в году вне офиса. Всего в команде сервиса около 300 человек, на удаленку перевели примерно 200 сотрудников российских офисов. При этом у Aviasales есть свое представительство на Пхукете.

«Мы целенаправленно сокращали объем оффлайновой бюрократии, зум и раньше был основным инструментом связи, поэтому локдаун в России прошел без технических сюрпризов», — добавил она.

Компании, однако, пришлось поработать над поддержкой психологического состояния сотрудников. Для этого они начали проводить регулярные собрания, где руководство максимально открыто отвечает на вопросы, а также различные онлайн активности для поддержки морального духа. Кроме того, компания оплачивала сотрудникам расходы на психотерапевта. Ухудшения работоспособности в Aviasales не заметили.

Гавра считает, что компания будет придерживаться гибридного формата, когда сотрудники смогут выбрать удобный для них вариант работы. При этом опросы команды показали, что показатели вовлеченности в рабочей процесс не упали за время удаленки, а показатели лояльности даже выросли.

авиасейлз1
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


Skillbox: Новые сотрудники и руководство не видели друг друга вживую

Скилбокс1
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


По словам сооснователя онлайн-университета Skillbox Сергея Попкова, сейчас в компании работает около тысячи человек, больше 80% из них на удаленке. В офис приезжают только сотрудники, которым тяжело работать из дома, и отдел видеопродакшена для съемок лекций со спикерами.

«За неделю все перешли в онлайн. И как мне кажется, да и по всем метрикам, мы стали более эффективными», — рассказал он.

Главный минус — отсутствие элементарного человеческого общения. «Я думаю, что оно может аукнуться через какое-то время», — предположил сооснователь сервиса.

В будущем компания рассчитывает вернуть в офис 50-70% команды, переделав рабочее пространство в подобие коворкинга. В этом плане Skillbox следят за тем, как ведут себя крупные игроки типа Google и Facebook.

Скилбокс2
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


«Альпина»: Люди психологически устали от удаленки

Альпина1
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


«Это было полной неожиданностью. Но, к счастью, мы были готовы к этому технически, наша IT-служба оказалась способна обеспечить всех удаленной работой», — рассказал RTVI генеральный директор группы «Альпина» Алексей Ильин.

Он отметил очевидные плюсы удаленной работы — сотрудникам пришлось меньше времени тратить на дорогу в офис. Всего в компании работает больше 200 человек. На карантин ушли практически сразу с началом пандемии, но в начале августа издательство решило перейти на смешанный формат работы.

«У нас большая часть людей сейчас работает в режиме два или три дня в офисе. У всех есть свой определенный график и мы таким образом добились того, что у нас сейчас в офисе 30% рабочих мест занято», — добавил гендиректор.

При этом пандемия сама по себе не сильно ударила по издательскому бизнесу. По словам Ильина, продажи падали только в апреле, когда пришлось быстро подстраиваться под ситуацию, однако затем в период карантина показатели выросли за счет продаж в онлайне.

Альпина2
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


«1С-Битрикс»: В офис приходят один-два человека

Битрикс1
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


По словам директора московского офиса компании Сергея Кулешова, людей (почти 400 сотрудников) перевели на удаленку практически сразу. В офис сейчас приходят один или два человека раз в неделю для работы с бумажной документацией.

«Конечно, [коронавирус] стал неожиданностью, но не могу сказать, что шоком. В целом сфера [IT] подразумевает, что мы можем работать достаточно спокойно, потому что наша работа не сопряжена с каким-то специальным оборудованием, с необходимостью присутствовать на рабочем месте», — рассказал Кулешов RTVI.

Основные минусы — сотрудники меньше включаются в процессы, упала мотивация команды, так как через онлайн труднее заряжать людей энергией.

Кулешов уверен, что после окончания пандемии многие компании либо будут поддерживать смешанный формат работы, либо полностью перейдут на удаленку. Связано это будет с оптимизацией самого бизнеса и расширением рынка работников из регионов, которые обходятся компаниям дешевле.

битрикс2
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


КРОК: Сотрудники не выйдут в офис до конца года

Крок1
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


IT-компания КРОК перевела 90% сотрудников на удаленку в середине марта. Всего в компании работают больше двух тысяч человек. Директор по административно-кадровым вопросам и социальной политике Любовь Трунина рассказала, что компания не собирается полностью отказываться от офиса после пандемии, но сделает график работы более гибким — сотрудники смогут трудиться несколько дней в течение недели дистанционно. Однако переводить сотрудников обратно оффлайн до конца года в компании точно не будут.

Крок2
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


«Тинькофф»: Больше не будем постоянно работать из офиса

Тинькофф1
Фотография:
Иван Краснов / RTVI


По словам представителей пресс-службы банка «Тинькофф», на удаленный формат работы банк ушел еще в марте и это никак не повлияло на работу (а в компании работают больше 13 тысяч человек):

«Мы очень оперативно настроили все IT-системы так, чтобы комфортно работать из дома могли и сотрудники нашей штаб-квартиры, и операционных подразделений. Все быстро адаптировались к работе на удаленке, эффективность не снизили, продуктивность даже выросла».

При этом эпидемия коронавируса заставила компанию пересмотреть политику работы в офисе. Так, в будущем «Тинькофф» больше не будет на постоянной основе работать из офиса, а его пространства сделают «местом встреч команд, общения и брейншторминга». Именно в такой концепции сейчас планируется новый офис. «Мы будем работать в гибком режиме: часть функций будет выполняться в офисе, а часть — из дома», — сказали представители банка.

Тинькофф2
Фотография:
Иван Краснов / RTVI