В распоряжении издания «Агентство» оказалось обвинительное заключение по делу о госизмене против бывшего журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова. Из него следует, что ни один из свидетелей обвинения ничего не знает о преступлениях, которые вменяют Сафронову, пишут журналисты.

По версии ФСБ, Сафронов выведал сведения, содержащие гостайну, у чиновников, имевших к ней допуск. Однако согласно показаниям шести чиновников, которые есть в обвинительном заключении, никто из них не передавал журналисту секретные сведения. Один из свидетелей, бывший глава Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Юрий Власов, заявил, что Сафронов часто бывал в его рабочем кабинете и «мог увидеть некоторые документы о космических аппаратах военного-назначения».

Иван Сафронов — бывший журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей», с мая 2020 года — советник главы «Роскосмоса». Его арестовали 7 июля 2020 года. ФСБ утверждала, что Сафронов передал секретную информацию гражданину Чехии Мартину Ларишу, которого следствие считает представителем чешской разведки, а также сообщил политологу Дмитрию (Демури) Воронину, у которого есть гражданство Германии и который якобы сотрудничал с немецкой разведкой, информацию о российских войсках в Сирии. Сам Сафронов заявил, что его преследование связано с журналистской деятельностью. Журналист рассказывал, что ему предлагали заключить досудебное соглашение, но он отказался. Сафронов находится более двух лет в СИЗО, ему грозит до 25 лет лишения свободы.

В обвинительное заключение, по данным «Агентства» включили показания журналистов, не связанных с военной сферой. Среди них — бывшая журналистка Znak и RT, член Совета по правам человека (СПЧ) Екатерина Винокурова. Следователи ФСБ показали Винокуровой переписку Сафронова с «агентами зарубежных разведок», после чего журналистка заявила, что эти вопросы «допускают раскрытие» гостайны, следует из заключения.

Уже после выхода материала Винокурова в своем телеграм-канале написала, что находится под подпиской о неразглашении, поэтому не может комментировать подробности дела. Она заявила, что не давала обвинительных показаний, а свое отношение к делу Сафронова «сформировала в вопросе к президенту». В декабре 2020 года Винокурова на встрече Путина с членами СПЧ спросила у президента про дело Сафронова, отметив, что ни правозащитники, ни адвокаты, ни сам Сафронов «не знают, за что он был арестован». Она также отметила, что на некоторых людей дела о госизмене заводили за разглашение тех данных, которые содержатся в открытом доступе.

«Агентство» также пишет, что политолог Воронин отказался от своих показаний против Сафронова. Воронина задержали в феврале 2021 года и обвинили в госизмене. Вскоре после задержания он пошел на сделку со следствием и дал показания на Сафронова. В апреле 2022 года на закрытом судебном заседании по делу Сафронова Воронин, по данным издания, отказался от признательных показаний и сказал, что оговорил Сафронова. Теперь суд не может использовать его первоначальные показания. Информацию об отказе политолога от показаний подтвердил ТАСС адвокат Сафронова Иван Павлов*.

«Воронин также обвиняется в госизмене. Он изначально пошел на сделку со следствием. Условием ее были показания против Сафронова в обмен на более мягкий приговор. Но в суде он отказался от того, что говорил на стадии следствия, и дал другие показания — в пользу Сафронова», — сказал Павлов*.

Сафронов написал несколько аналитических материалов для Воронина, при этом с политологом сотрудничали десятки других российских журналистов, пишет «Агентство». Двое из этих журналистов сказали изданию, что Воронин никогда не давал понять, что работает на спецслужбы, «да и вряд ли на самом деле на них работал».

* признан в России иноагентом