Международная организация Amnesty International выпустила доклад под названием «Латвия. Вернуться домой или никогда не покинуть леса». В нем утверждается, что власти Латвии жестоко обращались с мигрантами и беженцами на границе с Беларусью, грубо нарушая права человека. Правозащитники обвиняют латвийские власти в том, что людей вынуждали зимой жить в палатках, подвергали пыткам и силой заставляли покинуть территорию Латвии.
Миграционный кризис на границе Беларуси, стран Балтии и Польши возник весной 2021 года из-за наплыва нелегальных мигрантов и беженцев из Ирака и Сирии. Они пытались попасть из Беларуси в страны Евросоюза. Страны Балтии обвинили в организации потока мигрантов президента Беларуси Александр Лукашенко, назвав происходящее «гибридной агрессией» со стороны Минска. Лукашенко обвинения отрицал.
Как утверждает Amnesty, доклад основан на дистанционных и личных интервью с 17 мигрантами — 14 мужчинами и тремя женщинами, которые въехали или пытались въехать в Латвию через Беларусь в составе больших группы людей в период с июля по августа 2021 года. Большинство из опрошенных правозащитниками — граждане Ирака, один — гражданин Ирана.
В докладе отмечается, что 10 августа 2021 года Латвия ввела режим чрезвычайной ситуации из-за «наплыва людей, которые власти Беларуси подталкивали к границе». Режим ЧС приостановил действие права обращаться за убежищем на четырех участниках границы и «позволил латвийским властям с применением силы, в ускоренном порядке возвращать людей в Беларусь».
Как утверждается в докладе, латвийские пограничники при содействии «неустановленного» спецназа, армии и полиции неоднократно принудительно и с применением силы возвращали людей в Беларусь. Белорусские власти в ответ отправляли людей в Латвию.
«Нас выдворяли 20-25 раз в течение двух месяцев. В это время спецназовцы много били нас и использовали электрошокеры», — рассказал правозащитникам иракец Мохамед, который вместе с семей прибыл на границу с Латвией 13 августа 2021 года и застрял там на два месяца.
Другой иракец — по имени Заки — утверждает, что за три месяца нахождения на границе его выдворяли из Латвии в Беларусь и обратно более 150 раз. «Были дни, когда тебя выдворяли по восемь раз за день», — говорит он.
Жизнь в лесу
Несколько собеседников Amnesty International рассказывали, что им приходилось жить в лесу при отрицательных температурах. Из леса людей иногда переводили в места содержания под стражей в Латвии.
«Раньше мы спали в лесу на снегу. Мы разжигали огонь, чтобы согреться. Там водились волки, медведи. <…> Вот так мы жили, но латвийские власти не предоставили нам одежду для такой погоды», — рассказал иракец Адиль, который прибыл в Латвию в августе 2021 года и несколько месяцев жил в лесу.
Иракцы, проведшие несколько месяцев на границе, рассказали, что происходило после того, как они прибывали на границу. По их словам, после первого задержания офицерами в зеленой, коричневой или камуфляжной форме (вероятно, речь идет о пограничниках и армии — прим. RTVI), их передавали некоему «спецназу» или спецподразделению — офицерам, одетым в черное снаряжении, чьи лица были закрыты балаклавами.
По словам иракца Хасана, пограничники и солдаты не били мигрантов, этим якобы занимались «спецназовцы». Задержанных на границе погружали в фургоны. Им запрещали поднимать головы, чтобы они не могли рассмотреть местность, в которой находятся.
Собеседники Amnesty говорят, что пограничники обычно не присутствовали при физических издевательствах со стороны спецназа.
Несколько человек, которые жили на границе в составе большой группы мигрантов, рассказали Amnesty International, что в период с августа 2021 года по начало 2022 года их отправляли в изолированные места в лесу. Какое-то время мигрантам приходилось жить на открытом воздухе, прежде чем их переводили в палатки.
Палатки были размером от четырех до шести метро в длину, там не было ничего, кроме обогревателя. Большинство собеседников правозащитников говорили, что в ночное время в одной палатке могло находиться от 30 до 90 человек.
Люди в палатках получали минимальное количество еды, состоящее в основном из печенья, рисовых лепешек и бутылки воды. Туалетом и душевой палатки оборудованы не были. По словам Заки, если вы хотели помыться, то могли выйти просто в лес, где был снег. Беженцам нельзя было осматриваться, «иначе спецназовцы избили бы тебя», утверждает он.
«В начале нас было 23 человека, в том числе женщины и дети. [Латвийские власти] разрешили нам остаться в палатке на латвийской земле, но позже количество беженцев увеличилось до 50 человек, и нам больше не позволяли там оставаться. В палатку пускали только больных или слишком уставших, поэтому нам приходилось спать и проводить дни в лесу», — вспоминает иракский курд Аднан, который провел на границе более двух месяцев.
Беженцы рассказывали, что переводили в палатки ежедневно, но, как правило, разрешили там проводить лишь короткое время. В большинстве случаев, как утверждается в докладе, людей перемешали в палатки после задержания на границе, держали там всю ночь, а затем насильно возвращали в Беларусь. В других случаях людей переводили в места содержания под стражей в Латвии — иногда после согласия на «добровольное» возвращение в свои страны.
Издевательства и избиения
Amnesty International приводит рассказы беженцев, которые утверждают, что пережили насилие или стали его свидетелями против других людей. По их словам, это происходило во время их пребывания на границе и в местах содержания под стражей, в том числе во время жизни в палатках. В большинстве случае, по словам беженцев, насилие совершали «спецназовцы». Большинство жертв были мужчинами, но в двух случаях очевидцы сообщили, что были свидетелями грубого отношения к женщинам, к которым «спецназовцы» проявляли «физическую агрессию».
Несколько человек рассказали правозащитникам, что «спецназовцы» применяли к ним электрошокеры. «Я попросил у них еду и охранник сказал: «Пойдем со мной, я дам тебе еды». После чего ударил меня током», — утверждает один из беженцев Аднан.
О применении электрошокеров рассказал также иракец Заки. «Когда [латышские офицеры] прибыли [на границу], они начали нас бить и сказали смотреть вниз, сесть на колени и положить руки на голову. Всю группу посадили в фургон. Они использовали электрошок, ударили им меня в плечо и спину», — утверждает Заки.
Беженцы также рассказывали, что их пинали и били кулаками, а в некоторых случаях использовали некие предметы или оружие.
«Они били нас, пока мы не сели в фургон, и после. Когда ты пытался посмотреть вверх, они били тебя. Они могли бить вас до 50 минут. Перед тем, как попасть в фургон, тебя бьют руками и ногами. А в фургоне используют электрошокер», — рассказал Заки.
Он также вспомнил о случае, когда «спецназовцы» избили человека, вероятно, в качестве наказания за курение внутри палатки. По его словам, мужчине сломали четыре ребра. Когда другие беженцы увидел его впервые после предполагаемого избиения, он кричал: «Мне очень больно».
Реакция Латвии
МВД Латвии и Государственная пограничная охрана (ГПО) страны отвергли обвинения в «произвольных задержаниях и пытках беженцев и мигрантов». По их мнению, выводы, представленные в докладе, опираются на непроверенные утверждения о происходящем на латвийско-белорусской границе.
В МВД заявили, что до сих пор не констатировали ни одного случая, когда пограничники, представители Национальных вооруженных сил или полиции применяли бы физическую силу или спецсредства против мигрантов. Кроме того, государственная погранохрана не получала жалоб о применении физической силы против людей, пытавшихся незаконно пересечь границу.
По данным погранслужбы, с момента объявления режима ЧС 11 августа 2021 года перейти в Латвию через границу с Беларусью по гуманным соображениям разрешили 195 людям. Среди них — 13 граждан Афганистана, 66 — Ирака, пять — Шри-Ланки.
Ранее первую версию отчета Amnesty раскритиковал омбудсмен Латвии Юрис Янсонс. Он называл отчет правозащитников «достаточно искаженным» и добавил: «Я бы даже сказал, что это ложь». Комментируя обвинения о возможных пытках мигрантов, Янсонс заявил, что не располагает информацией о том, что такое имело место.
«Я хотел бы знать источники информации, из которых они [Amnesty International] получили эту новость, потому что у нас действительно нет ничего подобного. Я об электрошоках там и прочем, а у нас его нет!» — заключил он.