Антропологи выяснили, в чем заключается эволюционный смысл мастурбации, которую практикуют многие животные, но в основном — приматы. Этот тип поведения еще миллионы лет назад помогал самцам повышать шансы на размножение и избегать заражения инфекциями, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of The Royal Society B.
Мастурбация — распространенное явление среди многих животных, однако наиболее часто встречается среди приматов, в том числе у людей. Исторически это поведение биологами рассматривалось как отклонение от нормального, либо как побочное проявление сексуального поведения. Однако доказанные наблюдения и анализ этого явления были слишком фрагментированы для оценки его распространения среди разных видов и понимания его эволюционной истории и адаптационной роли.
Чтобы понять возможный эволюционный смысл мастурбации, антропологи под руководством Матильды Бриндл из Университетского колледжа Лондона собрали наибольший на сегодняшний день массив наблюдательных данных (порядка 400 источников) о ее распространенности среди приматов, в том числе на основе 246 статей, опубликованных в академических журналах, и 150 свидетельств, приведенных учеными-приматологами и сотрудниками зоопарков.
С помощью этих данных авторы исследования смогли проследить особенности аутоэротического поведения среди приматов, чтобы понять, когда и как оно развилось у самцов и самок. Чтобы понять причины этого на первый взгляд бесполезного поведения, ученые высказали несколько рабочих гипотез.
Первая — гипотеза посткопуляторного отбора, предполагающая, что мастурбация некоторыми способами помогает успешному оплодотворению. Во-первых, мастурбация без эякуляции помогает возбуждению самцов перед спариванием. Эта тактика может быть особенно полезной для низкоранговых самцов, процесс копуляции которых с большой вероятностью может быть прерван, поэтому она помогает им быстрее оплодотворить самку. Во-вторых, мастурбация с эякуляцией помогает самцам избавляться от менее качественной спермы, оплодотворяя самок более «свежими» сперматозоидами, что дает преимущество перед конкурентами. Ученые нашли подтверждение этой гипотезе, показав, что мужская мастурбация коэволюционировала с теми видами приматов, у которых велико соперничество за самок среди самцов.
Гипотеза предупреждения патогенов предполагает, что мужская мастурбация после спаривания снижает для самцов риски заражения заболеваниями, передающимися половым путем (ЗППП) за счет очищения уретры — основного места заражения. Ученые также нашли подтверждение этой гипотезе, показав, что мужская мастурбация эволюционировала синхронно с распространенностью ЗППП внутри древа жизни приматов.
Эволюционное значение женской мастурбации ученым установить не удалось, поскольку, несмотря на наблюдения этого поведения среди приматов, их не хватает для статистически значимого анализа.
«Наше исследование помогло пролить свет на весьма распространенное, но малоизученное сексуальное поведение и представляет значительный успех в понимании функции мастурбации», — отметила Бриндл. Она пояснила, что распространенное среди приматов аутосексуальное поведение с предположительно адаптивной функцией наблюдается как среди содержащихся в неволе, так и среди диких животных обоих полов, и это может означать, что мастурбация — часть здорового сексуального поведения.
Анализ показал, что это поведение является древним свойством приматов, и по меньшей мере у самцов увеличивает репродуктивный успех и помогает избегать заражения инфекциями. Оно имеет долгую эволюционную историю и возникло у общих предков всех обезьян и человекообразных обезьян, включая человека. «Наш анализ поддержал гипотезы посткопуляторного отбора и предупреждения патогенов у самцов приматов, показав, что мастурбация может быть адаптивным признаком, работающим на макроэволюционном масштабе», — считают ученые.