Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила министерство транспорта России проверить, соответствуют ли системы самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) сертификационным требованиям безопасности. Об этом 28 мая пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо, которое направили министру транспорта Евгению Дитриху.
В письме говорится, что катастрофа в Шереметьеве 5 мая причинила «серьезный репутационный ущерб российской гражданской авиации и авиапрому». Авиакомпании, которые эксплуатируют SSJ 100, в частности, попросили проверить систему самолета, которая защищает от ударов молнии.
Еще они хотят узнать о прочности конструкции шасси, поскольку их разрушение не должно влиять на работу топливных систем. В АЭВТ также попросили проверить защиту салона от внешнего пожара и программу подготовки экипажа, которую разработали производители самолета.
По словам источников «Ъ» в авиаотрасли, системы SSJ 100 «Аэрофлота» отказывали во время полета девять раз, в том числе перед катастрофой в Шереметьеве. При этом за пять лет молния попадала в самолеты 184 раза, но это не приводило к отказу систем.
В Объединенной авиастроительной корпорации назвали обращение в Минтранс давлением на комиссию, которая расследует катастрофу в Шереметьеве. Там считают, что необходимость проверки будет обусловлена результатами расследования, и напомнили о европейской сертификации SSJ 100.
В Минтрансе «Ъ» сказали, что не получали письма. В Росавиации и «Аэрофлоте» информацию не прокомментировали. По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, все пункты, по которым просят провести проверку, уже проверили во время сертификационных испытаний. Позиция Минтранса, который не стал приостанавливать полеты SSJ 100, указывает, что власти инициативу АЭВТ не поддерживают.
В АЭВТ входят две компании, в авиапарке которых 19 «суперджетов». Это «Ямал» и «Якутия». Самый крупный эксплуатант SSJ 100 «Аэрофлот» не участвует в работе организации.
5 мая при аварийной посадке в аэропорту Шереметьево загорелся SSJ 100 «Аэрофлота», который летел из Москвы в Мурманск. На борту были 78 пассажиров и членов экипажа. В катастрофе погиб 41 человек.
15 мая «Ъ» со ссылкой на источник близкий к следствию, написал, что примерно через 15 минут после взлета в носовую часть самолета попала молния. Из-за этого сработала система защиты от грозы, которая перевела лайнер на режим аварийного электропитания. Самолет автоматически перешел на режим ручного управления Direct Mode, то есть автоматика перестала исправлять возможные ошибки пилотов.
Экипаж решил вернуться в аэропорт Шереметьево и совершить аварийную посадку с полными топливными баками. SSJ 100 несколько раз ударился о взлетную полосу, задние стойки шасси пробили топливные баки, и самолет загорелся.