Специалисты музея Бредиуса в Гааге в четверг сообщили, что считавшийся подделкой набросок «Воздвижение креста» все-таки принадлежит перу Рембрандта. Установить это удалось благодаря примененным научным методам и углубленной искусствоведческой экспертизе, пишет The Guardian.
Долгое время считалось, что масляный набросок «Воздвижение креста» 1640-х годов был работой неизвестного последователя Рембрандта. Картина была приобретена музеем Бредиуса в Гааге в 1921-м году, но в силу сомнительности ее авторства долгое время не выставлялась.
Проводившая реставрационные работы Йоханнеке Верхаве говорит, что для установления авторства Рембрандта специалисты прибегли к инфракрасной рефлектографии и рентгеновским снимкам. Кроме того, была проведена доскональная искусствоведческая экспертиза.
«Исследование показывает, что в эскизе есть несколько изменений, внесенных самим художником во время рисования, а это означает, что его композиция была творческим процессом. Это может означать, что у художника во время работы над картиной изменились планы», — сказала Верхаве.
Исследование также показало, что характер обращения художника с кистью соответствует манере великого мастера.
Ранее одним из главных аргументов искусствоведов в пользу того, что набросок является имитацией, была недостаточная, по их мнению, проработка мазков на картине. Однако, сейчас нашлось объяснение и этому. «Причина в том, что масляный набросок — это подготовительный эскиз для другой картины. Набросок пытается показать композицию, примерное представление о том, как может выглядеть реальная картина», — говорит Йерун Гилтай, бывший главный хранитель отдела старинных картин в Роттердамском музее Бойманса ван Бёнингена.
Специалисты также отмечают, что набросок является отсылкой к более известной картине Рембрандта «Воздвижение креста», которая хранится в Мюнхенской Пинакотеке.