Председатель Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин обвинил Запад в дестабилизации ситуации в РФ с помощью видеоигр, фильмов и популярных интернет-ресурсов. По словам главы ведомства, зарубежные производители намеренно представляют Россию в плохом свете, а российская молодежь под влиянием западной цифровой продукции начинает совершать преступления и употреблять наркотики. Детский нейропсихолог Наталья Наумова объяснила, прав ли Бастрыкин в своем суждении.
Западный кинематограф, производители компьютерных игр, привлекающих молодежь, насквозь пропитаны желанием представить нашу страну в негативном свете.
«Как мы знаем, их герои с русскими фамилиями и очевидно утрированными личностными качествами нередко выступают антагонистами различных произведений и компьютерных игр. Логика противостояния, как они выражаются, «русской угрозе», вшита в сюжет многих весьма популярных и талантливых произведений даже фантастического жанра, что делает их также латентным оружием пропаганды», – заявил глава СК в интервью «Российской газете».
Бастрыкин также отметил, что многие иностранные фильмы, популярные у подрастающего поколения, акцентируют внимание на таких ценностях, как «право сильного» и эгоизм, а также «нередко приветствуют насилие и даже убийства, совершенные якобы во благо».
Глава СК назвал зарубежное информационное влияние на российскую молодежь «глобальной проблемой» и указал, что она отмечена «на самом высоком уровне» – в «Стратегии национальной безопасности», утвержденной президентом Владимиром Путиным в июле 2021 года. Этот документ определяет, что «информационно-психологические диверсии и «вестернизация» культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета», добавил Бастрыкин.
«Мы сталкиваемся с насаждением нашему молодому поколению чуждых ценностей и идеалов. Идет формирование совершенно иного мировоззрения, тормозящего развитие личности. <…> Отдельные представители нашей молодежи мыслят уже далеко не теми категориями, которые были ценными для многих поколений. Наша молодежь, попадая под влияние негативных, в том числе прозападных течений, теряет свою национальную идентичность, но что еще страшнее, начинает употреблять наркотики, вступать в запрещенные группировки, совершать преступления», – сказал глава ведомства.
Насколько видеоигры и фильмы могут влиять на детей?
По мнению детского нейропсихолога Натальи Наумовой, видеоигры и фильмы действительно могут оказывать влияние на детей и подростков, однако намного важнее окружение и ситуация в семье. Об этом она рассказала корреспонденту RTVI.
Как отметила Наумова, структуры головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию, программирование и контроль своего поведения, в полной мере созревают к 21-23 годам, и люди ближе к этому возрасту (при условии, что у них стабильная нервная система), находятся «в безопасном положении». Дети же в возрасте 10-12 лет – в самом уязвимом.
«Действительно, подростки вживаются в игру, а потом, так как они играют много и на автоматизме, игра уже становится на «автопилоте», и в какой-то момент подсознательный процесс срабатывает так, что опыт, приобретенный в игре, может срабатывать и в реальной жизни. <…> И если дети играют много в агрессивные игры, если они играют в «стрелялки» всякие, это может определенным образом оказывать воздействие, и ребенок будет вести себя более агрессивно.
Но большое значение имеет именно окружение ребенка и то, насколько к нему хорошо относятся. Если ребенок живет в среде любви и принятия, если за ребенка заступаются родители, <…> то на этого ребенка это воздействия не окажет негативного. А если ребенок дома подвергается насилию, в школе его травят, учителя обижают, оценки плохие, во всем неуспех – вот тогда игра действительно может быть фактором, расшатывающим нервную систему», – объяснила психолог.
По мнению Александра Бастрыкина, справиться с «вестернизацией» российской молодежи можно с помощью эффективной молодежной политики и сохранением исторической памяти о Великой Отечественной войне. Вдобавок, отметил глава СК, средствам массовой информации нужно активнее рассказывать о «творчестве, исторических изысканиях и добрых делах» активных подростков и детей.
Образы, транслируемые западными фильмами и видеограми, могут быть поводом поговорить с детьми и подростками в семье, в школе или в институте, убеждена Наталья Наумова.
«Закрыть от ребят доступ ко всему западному было бы тоже неправильно. Потому что всё запретное вызывает повышенный интерес, и мы наоборот получим обратный эффект. Поэтому запрещать нельзя, но объяснять, разъяснять, помогать детям понять суть проблематики, научить их принимать верные решения – вот это необходимо. Большое значение имеет не столько ситуация, сколько ее восприятие», – отметила психолог.