Россия утратила иллюзии по поводу возможной «конвергенции» с Европой, «прописки в общеевропейском доме» и выстраивания «общего пространства» с ЕС, заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров в статье для общественно-политического журнала «Разведчик». RTVI выбрал из нее самое основное.
По словам Лаврова, к началу военной операции на Украине между Россией и Евросоюзом существовали «разветвленные взаимовыгодные торгово-экономические и инвестиционные связи», которые тем не менее не смогли сыграть роль «страховочной сетки», поскольку Брюссель по указанию из Вашингтона принес это сотрудничество в жертву.
«В полной мере учитываем эту реальность в нашем внешнеполитическом планировании», — заверил Лавров.
Самый низкий уровень отношений
Отношения России с США и Евросоюзом находятся на самом низком уровне со времен окончания биполярного противостояния, констатировал глава российской дипломатии.
По его словам, после начала специальной военной операции «исторический» Запад объявил России тотальную гибридную войну, чтобы разрушить российскую экономику и подорвать внутриполитическую стабильность.
Москва сделала соответствующие выводы и не будет больше вести «бизнес как обычно» с «нечистоплотными контрагентами», стучаться в открытую дверь и идти на односторонние уступки, предупредил Лавров.
Он пояснил, что отныне «любые гипотетические договоренности с западниками должны иметь юридически обязывающий характер и предусматривать четкий механизм контроля за их выполнением».
Справедливое мироустройство против отжившей однополярной модели
Глава МИД России считает, что сейчас происходят «геополитические перемены исторического масштаба» с магистральной тенденцией к «укреплению многополярности» с возникновением новых мировых центов в Евразии, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке
Эти центры проводят независимую внешнюю политику и «добиваются впечатляющих успехов в различных областях», руководствуясь своими «коренными национальными интересами», тем самым способствуя «формированию более устойчивого и справедливого, демократичного мироустройства».
При этом «коллективный Запад» во главе с США вкладывает все силы в попытки реанимировать «отжившую однополярную модель» придуманного западоцентричного «порядка, основанного на правилах», а Вашингтон продавливает выгодную ему мировую повестку путем рейдерских и бандитских «наскоков», «приватизируя» международные организации, чтобы заставить их обслуживать его «узкокорыстные интересы», добавил Лавров.
В пример он привел технический секретариат Организации по запрещению химического оружия, который получил «несвойственные ему атрибутивные функции». Совет Европы, по его словам, превратился в «инструмент антироссийской политики» несвойственными ему атрибутивными функциями и в «придаток» НАТО и ЕС, а ОБСЕ — в сугубо маргинальную структуру, аккумулирующую потоки грязи и лжи.
Стремление НАТО к тотальной гегемонии
В своей статье глава МИД России пишет, что после окончания холодной войны «Вашингтон и его натовские сателлиты взяли курс на достижение тотальной гегемонии» и пытаются решить проблемы собственного развития за чужой счет, в том числе путем «агрессивной экспансии НАТО на Восток», нарушающей обещания о нерасширении альянса, данные еще советскому руководству.
Расширяясь на Восток, НАТО нарушает взятые на себя обязательства в рамках ОБСЕ — не укреплять свою безопасность в ущерб другим странам и не брать на себя «преимущественную ответственность за поддержание мира и стабильности в каком-либо регионе», поясняет Лавров.
По его словам, на протяжении «всех этих лет» альянс пытается «геополитически освоить постсоветское пространство» и создать вдоль российских границ «дугу нестабильности», рассматривая Украину как «один из антироссийских инструментов».
Украина и мировое господство США
Лавров напомнил, что бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель и экс-президенты Украины и Франции Петр Порошенко и Франсуа Олланд признали, что Минские соглашения были нужны лишь для того, чтобы Киев получил время для наращивания военного потенциала. Это «свидетельство лицемерия западного политистеблишмента и вскормленного им киевского режима», подчеркнул глава МИД России.
Он считает, что для Запада ситуация вокруг Украины — одно из проявлений масштабной коллизии, связанной с попытками «американцев и их подпевал» обеспечить себе мировое господство и «обратить вспять объективный процесс становления многополярной архитектуры в худших колониальных традициях» — с делением мира на «золотой миллиард» и всех остальных.
В этом же ключе Лавров призвал рассматривать «индо-тихоокеанские стратегии» Запада, включая «стратегическую задачу системного сдерживания Китая», многолетнюю торгово-экономическую блокаду Кубы и вмешательство во внутренние дела суверенных стран типа Беларуси.
Фиаско санкций
Россия успешно противостоит «санитарному кордону» санкций, с помощью которых Запад попытался изолировать ее и превратить в изгоя. Эти попытки потерпели полное фиаско, считает Лавров.
По его оценке, фокус мировой экономики и политики смещается из Евро-Атлантики в Евразию, а отношения между Москвой и Пекином достигли наилучшего уровня за всю их историю.
«Поступательно развиваются отношения особо привилегированного стратегического партнерства с Индией. Укрепляются связи с Бразилией, Ираном, ОАЭ, Турцией, Саудовской Аравией, ЮАР, многими другими дружественными странами», — заверил глава МИД России.
Он также заверил, что вместе со своими многочисленными партнерами Москва работает над созданием «неподконтрольной Западу инфраструктуры межбанковских и в целом финансово-экономических связей» и придает большое значение реализации идеи президента России Владимира Путина о создании Большого Евразийского партнерства (БЕП).