Президент Франции Эмманюэль Макрон подталкивает Евросоюз к торговой войне с Китаем, пишет Bloomberg. Как указывает агентство, такие действия французского лидера вызваны опасениями ЕС в том, что практики Пекина угрожают европейскому производству.

В частности, собеседники Bloomberg считают, что автомобильная промышленность ЕС может быть «уничтожена», если для «крупнейших экономических блоков мира» не будут созданы равные условия.

Французское правительство отмечает, что бездействие по отношению к КНР причинит экономике ЕС долгосрочный ущерб. Так, чиновники в разговоре с Bloomberg напомнили об упадке в отрасли солнечной энергетики, которая произошла десять лет назад — тогда европейское производство было подорвано из-за дешевого импорта из Китая. По мнению собеседников агентства, подобное может случиться и с автомобильной промышленностью Евросоюза, поэтому перед ЕС стоит выбор — «либо он показывает свою силу, либо подчиняется Китаю».

По данным Bloomberg, товарооборот между Китаем и ЕС составляет $900 млрд в год. Источники агентства подчеркивают, что Франция не стремится разорвать это сотрудничество или создать на этом фоне «борьбу», а напротив — хочет добиться «равных условий игры».

Макрон рассчитывает, что партнеры ЕС будут рассматривать Европу как балансирующую силу между двумя экономическими сверхдержавами — США и Китаем. Как отмечает Bloomberg, это позволит Франции и другим странам-участницам ЕС развивать «особые отношения» с потенциальным союзниками, например, с Индией.

Однако в Париже такую позицию разделяют не все — официальные лица обеспокоены тем, что действия в этом направлении могут привести к торговой войне с Китаем. В частности, они называют реакцию Пекина на начало расследования в отношении китайских субсидий на электромобили «чрезмерной» и «вызывающей беспокойство».

В середине сентября Еврокомиссия (ЕК) заявила о начале расследования в отношении субсидий Китая на производство электромобилей. В ЕК заявили, что мировой рынок заполнен дешевым китайским электротранспортом, что создает «перекос на европейских рынках». По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, цены на электромобили из КНР искусственно установлены на низком уровне «за счет огромных государственных субсидий».

Вице-премьер Китая Хэ Лифэн выразил «сильную озабоченность и недовольство» по поводу расследования главному переговорщику ЕС по торговле Валдису Домбровскису.

«Если европейские меры в отношении китайских электромобилей материализуются, то существует риск ответных мер, которым в наибольшей степени могут подвергнуться немецкие автомобили», — подчеркнула главный экономист Societe Generale Михала Маркуссен.

Эмманюэль Макрон уже не первый раз выступает за переосмысление экономических целей ЕС, выступая в защиту приходящих в упадок отраслей и за увеличение государственной помощи ключевым секторам, отмечает Bloomberg. При этом не все страны поддерживают действия французского лидера. В частности, в ФРГ опасаются, что ответной реакцией на подобные меры могут стать санкции в отношении европейских экспортеров. Однако, по мнению руководителя отдела исследований Европы Eurasia Group Муджтабы Рахмана, за счет того, что Германия отстранилась от руководства европейской политикой, в борьбе за влияние появилось пространство для других игроков, включая Францию и Еврокомиссию.

В пользу Макрона выступает и план президента США Джо Байдена по предоставлению масштабных субсидий в рамках закона о снижении инфляции для стимулирования отечественной промышленности к климатическому переходу, указывает Рахман. «Промышленная политика играет гораздо большую роль», — подчеркнул он.

В то же время некоторые эксперты считают, что для Европы такой путь может оказаться «сомнительным». «В то время, как мы играем по правилам, мы ожидаем, что другие также будут относиться к выполнению своих задач добросовестно, и мы должны быть в состоянии защитить себя, когда мы видим наличие субсидий, искажающих торговлю в той или иной форме», — указал Домбровскис.

Собеседники Bloomberg отметили, что зависимость от китайских товаров может также обернуться асимметричным инфляционным шоком, поскольку Европе придется смириться с ростом цен на важнейшие материалы. В это время Китай может стать более самодостаточным или обратиться к другим рынкам для замещения европейских товаров.