Туркменистан — четвертый в мире по запасам природного газа — мог бы стать одним из крупнейших поставщиков топлива в Европу, но проигрывает другим странам из-за нескольких финансовых, политических и природных факторов. При этом на реализацию его давнего проекта — трубопровода через Каспийское море — остается все меньше времени, пишет Bloomberg.

Идея Туркменистана по строительству Транскаспийского газопровода обсуждается с 2007 года. Его хотят проложить по дну Каспия между городами Туркменбаши на западе Туркмении и Баку в Азербайджане — это около 300 км. По нему газ из Туркменистана и Казахстана мог бы поступать в страны Евросоюза в обход России и Ирана. Труба стала бы частью Южного газотранспортного коридора — единственной крупной трубопроводной системы в богатом топливом Каспийском регионе. По разным оценкам, проект обойдется в $2-5 млрд.

«На данный момент мало где потребность [в газе] больше, чем в Евросоюзе, который предпринимает беспрецедентные шаги по замещению российских потоков из-за [военного конфликта] на Украине», — говорится в статье.

Но пока Европа ищет новых поставщиков после «исторического энергетического кризиса», Туркменистан остается на заднем плане, рассуждают авторы материала.

Согласно изданию, проект Транскаспийского газопровода сталкивается с серьезными финансовыми проблемами. Это происходит на фоне общего быстрого снижения интереса к крупным проектам добычи ископаемого топлива из-за глобального потепления.

Сам Ашхабад в конце июля назвал проект «абсолютно реалистичным» и экономически обоснованным. «Туркменистан убежден, что каких-то политических, экономических, финансовых факторов, препятствующих осуществлению строительства газопровода не существует», — заявил МИД страны.

Bloomberg и опрошенные им эксперты перечислили несколько ключевых факторов, которые представляют риски для этого проекта.

  • Финансирование

Как сказал в июле президент Азербайджана Ильхам Алиев, пока не станет известно, кто будет финансировать проект, его реализация будет выглядеть нереалистично.

«Вы <…> прекрасно знаете, что сейчас европейские банки прекратили финансирование проектов по ископаемому топливу. Поэтому будет сложно привлечь значительные денежные средства для этого», — пояснил азербайджанский лидер.

  • Наличие менее дорогих и более быстрых альтернатив

Вместо длинного и дорогого трубопровода можно уже в течение нескольких месяцев запустить меньший проект стоимостью $400-600 млн, указал Джон Робертс, британский специалист по энергетической безопасности с многолетним опытом изучения Центральной Азии.

В частности, американская компания Trans Caspian Resources Inc, которую консультирует Робертс, готова построить 78-километровый Транскаспийский соединительный газопровод между Туркменистаном и Азербайджаном для транспортировки туркменского газа.

  • Отсутствие открытого диалога с Западом

«Проблема заключается в отсутствии открытых переговоров между потенциальными заказчиками [в Европе] и туркменскими властями.

Такой диалог с Туркменистаном случается очень редко, примерно раз в десять лет», — говорит Робертс.

В настоящее время контакты с Туркменистаном по перспективам экспорта газа отсутствуют, подтвердил агентству официальный представитель ЕС.

  • Риск осложнений с Россией

Туркменистан поддерживает близкие связи с Россией, чей газовый экспорт в Европу сейчас составляет лишь малую часть от прежних объемов, пишет Bloomberg. Он предполагает, что Россия не будет благосклонна к союзнику, который попытается на этом фоне извлечь для себя выгоду.

Агентство напоминает, что формально Россия не может заблокировать проект трубопровода через Каспий, так как по Конвенции 2018 года о правовом статусе Каспийского моря для этого требуется согласие только Азербайджана и Туркменистана.

Тем не менее Туркмении, возможно, придется действовать осторожно, чтобы не испортить отношения с Россией, считает Ильхам Шабан, независимый бакинский исследователь в области энергетики.

  • Переход Европы на «зеленую» энергетику

Время для налаживания экспорта туркменского газа в Европу истекает, поскольку страны ЕС постепенно переключаются на возобновляемые источники энергии, отмечается в статье.

«Все имеет свой срок. Востребованность газа [в Европе] ограничена ближайшими 15-20 годами», заключил заместитель вице-президента азербайджанской нефтегазовой компании Socar Виталий Байларбеков.

По статистке базирующегося в Лондоне Института энергетики, больше 80% своего экспортного газа Туркмения поставляет в Китай. Остаток делят Россия и прочие страны СНГ.