Российские бизнесмены стали опасаться усиления давления Кремля и возможной национализации своих активов в условиях продолжающегося военного конфликта с Украиной. На этом фоне они начали интересоваться опытом существования бизнеса в фашистской Италии и нацистской Германии, пишет Bloomberg, который поговорил с самими бизнесменами и людьми из их окружения.

«Некоторые из богатейших россиян» опасаются, что их активы могут национализировать или захватить конкуренты, которые считаются более лояльными государству, рассказали источники агентства, знакомые с настроениями в среде бизнесменов.

Собеседники Bloomberg отмечают, что публичные заявления Кремля о том, что интересы бизнесменов будут соблюдаться, выглядят пустыми, поскольку внимание президента России Владимира Путина сосредоточено на военном конфликте на Украине, а не на бизнесе. Бизнесмены и руководители предприятий боятся, что у них не будет иной альтернативы, кроме как удовлетворить любые запросы государства в рабочей силе, производстве или деньгах.

По словам топ-менеджеров, с которыми поговорило издание, образ жизни «дивидендных аристократов», — то есть тех, кто жил за счет больших прибылей своих компаний, — исчез «навсегда». Несмотря на то, что Путин выступал против национализации предприятий, время, когда бизнесмены могли получать выгоду от высоких цен на сырье, прошло, сказал на условиях анонимности источник, близкий к Кремлю. Как добавил собеседник, военная обстановка требует жертв от всех.

В этих условиях руководители некоторых предприятий заказали конфиденциальные исследования про то, как существовал крупный бизнес в государствах, которые встали на путь милитаризации, отмечает Bloomberg. В частности, их интересует опыт фашистской Италии, где крупная промышленность была подчинена военным нуждам. Другие бизнесмены проводят параллели с мобилизацией крупного бизнеса в Третьем рейхе.

По словам экономиста «Ренессанс Капитала» Софьи Донец, дефицит российского бюджета уже растет, поскольку расходы на ведение военного конфликта увеличиваются, а санкции и другие ограничения сокращают доходы страны. «Это в какой-то мере мобилизационный бюджет. Даже нынешние поправки <…> предусматривают дальнейшее увеличение налоговой нагрузки, хотя пока неясно, когда это произойдет», — считает Донец.

Представитель бизнес-лобби в разговоре с изданием высказал мнение, что российское государство возьмет все, что, по мнению властей, необходимо для ведения военных действий. По мнению собеседников Bloomberg, наиболее уязвимыми в текущей ситуации оказываются предприниматели, которые считаются недостаточно лояльными.

По мнению бизнесмена, покинувшего России после начала боевых действий на Украине, национализация может начаться с тех, кто уехал из страны. Собеседник привел в пример основателя банка «Тинькофф» Олега Тинькова, который был вынужден продать банк по большой скидке после того, как публично осудил военный конфликт.

При этом Путин по-прежнему выступает против тотальной национализации, говорят источники агентства. Однако это не успокаивает крупных бизнесменов, которые считают, что их собственность могут передать в руки конкурентов.

  • В начале января Bloomberg сообщал, что российские власти планируют увеличить доходы от некоторых производителей и госкомпаний. Агентство ссылалось на подписанное премьером Михаилом Мишустиным распоряжение и осведомленные источники. В документе эти меры называются «мобилизацией доходов». Она предполагает повышенные дивиденды от госкомпаний и «единовременную выплату» от производителей удобрений и угля.
  • В документе также говорится о планах выделить 175 млрд рублей на дополнительные расходы для переселения 100 тысяч человек их Херсона в Россию.