Администрация президента США Джо Байдена готова полностью заблокировать для России возможности гасить внешний долг «после истечения крайнего срока на следующей неделе», то есть 25 мая, и «этот шаг может приблизить Москву к грани дефолта», передает Bloomberg со ссылкой на свои источники в Вашингтоне.
По их словам, Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США намерено аннулировать общую лицензию на выплаты инвесторам, срок действия которой истекает 25 мая.
Некоторые чиновники американского Минфина в частном порядке заявляли, что до сих пор превалировало мнение о негативном эффекте блокировки возможностей погашения внешнего долга России, поскольку внося по нему платежи, она будет «опустошать свою казну» и «перенаправлять ресурсы», которые в противном случае пойдут на финансирование спецоперации на Украине.
Однако, как утверждают источники Bloomberg, администрация Байдена решила поступить иначе, «чтобы сохранить финансовое давление на Москву». Еще один собеседник издания заявил, что ни в президентской администрации, ни в Минфине США пока не приняли окончательного решения по этому вопросу. В Белом доме и финансовом ведомстве отказались оперативно прокомментировать ситуацию.
В апреле американская телекомпания CNN сообщила, что Москва якобы объявила дефолт по своему внешнему долгу. Министр финансов России Антон Силуанов опроверг эту информацию, пояснив, что обязательства по госдолгу выполняются, но в рублях. Тогда же он подчеркнул, что все препятствия к осуществлению платежей и обслуживанию российского госдолга созданы искусственно.
Экономист Олег Ицхоки пояснил RTVI, что дефолт «абсолютно не важное событие», поскольку, даже если Россия не сможет оплачивать свой внешний долг из-за заморозки счетов и других препятствий, все равно «этот долг очень маленький, и он не играет никакой роли».
По данным Счетной палаты на начало 2022 года российский госдолг составлял 20,9 трлн рублей или 18,1% ВВП. Из этой суммы на внешних кредиторов приходилось 21,2%. The Financial Times оценивала госдолг России в иностранных валютах в $59,7 млрд, включая около $40 млрд в евро и долларах, и уточняла, что среди держателей этой задолженности иностранцы составляли половину.