Десятки крупных российских бизнесменов, в отношении которых Евросоюз ввел персональные санкции, подали апелляции в региональный административный суд итальянского Лацио, пишет газета Corriere della Sera.
В материале говорится об «общеитальянской битве» между государством и 28 российскими бизнесменами, которые владеют виллами, яхтами, самолетами и компаниями на полуострове.
«Их имена входят в черный список, составленный Европейским союзом, когда были заморожены активы на общую сумму около 2,7 млрд евро» — такую оценку дает Комитет финансовой безопасности итальянского Министерства экономики и финансов, который осуществлял блокировку по правилам европейского регулирования.
Основной аргумент, изложенный в апелляциях, сводится к тому, что заблокированные активы принадлежат не физическим лицам, а различным трастам. В попытках оспорить последствия санкций российские бизнесмены инициировали в Италии около десяти судебных разбирательств, из которых лишь одно дошло до вынесения решения — по иску миллиардера Алексея Мордашова (самый богатый человек России по версии Forbes, издание оценивает его состояния в 29,1 млрд евро).
В случае с Мордашовым для итальянского суда речь шла об аресте 60-метровой яхты «Леди М.», пришвартованной возле Сан-Ремо. Corriere della Sera указывает, что стоимость этого судна составляет 65 млн евро, а плавало оно под флагом Каймановых островов. Формально ею владеет компания Asmare Enterprises Limited, базирующаяся на Британских Виргинских островах. Она выпустила заявление, в котором заверила, что не связана с Мордашовым и поэтому считает арест судна «политически мотивированным и нелигитимным».
Однако специальное подразделение испанской финансовой полиции Guardia di Finanza по итогам проведенного расследования пришло к выводу, что «яхта принадлежит Мордашову, даже если его имущество зарегистрировано на его супругу Марину Александровну».
В материалах следствия, обнародованных итальянскими СМИ, говорится, что акциями компании Asmare Enterprises Limited, которой принадлежит арестованная яхта, владеет компания Rannel, а она, в свою очередь, принадлежит «госпоже Марине». Именно в честь нее — третьей жены олигарха и бывшей модели, — как поясняет Corriere della Sera, судно могло получить название «Леди М.».
Мордашов попал в санкционный список ЕС с формулировкой о том, что он «несет ответственность за оказание финансовой поддержки российским высокопоставленным лицам, ответственным за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины».
После рассмотрения апелляции Мордашова суд пришел к выводу, что арест яхты был правомерным, и жалоба должна быть отклонена. Как подчеркивает Corriere della Sera, процесс еще не завершен, поскольку адвокаты российского бизнесмена обжаловали решение в Государственном совете.
Схожая ситуация складывается и в деле российского миллиардера Андрея Мельниченко, чье судно «А» достигает 143 метров в длину, стоит 450 млн евро и является самым большим в мире мотосейлером. Эту яхту арестовали власти Триеста.
«Она принадлежит не Мельниченко, а тресту, которым управляет независимый доверительный управляющий», — поясняет адвокат компании, которая формально владеет судном.
По его словам, дата следующего слушания по делу пока не назначена.
Аналогичным образом складывается процесс у российского миллиардера Алишера Усманова, чьи активы на Изумрудном побережье (Коста-Смеральда), включая виллу Sa Piantesa и яхту Dilbar, подверглись «заморозке». Судном и виллой владеет траст Pauillac, адвокаты которого утверждают, что бизнесмен «не является бенефициаром» обоих объектов.
Уникальной Corriere della Sera называет ситуацию с Superjet — совместным итало-российским авиационным предприятием, которое появилось в 2007 году на базе итальянской Aermacchi-Finmeccanica и российской Объединенной авиастроительной корпорации (Superjet). До начала военной операции на Украине это предприятие собирало и продавало самолеты. Позже его активы были заморожены как связанные с Россией, после чего 41% акций приобрел бывший менеджер Finmeccanica — итальянский бизнесмен Витторио Гвидотти. В то же время российская сторона продала свою 49-процентную долю бизнесмену Марку Аба из ОАЭ.
Компания Superjet была одной из жемчужин итальянской авиации, и в связи с ее заморозкой есть риск, что страна лишится производства гражданских самолетов, подчеркивает адвокат предприятия Раффаэле Торино. По его словам, проблемы возникли из-за Агентства госимущества, которое заподозрило, что Гвидотти является подставным лицом, связанным с россиянами. Очередное слушание по делу состоится 29 марта.
Corriere della Sera называет и других российских бизнесменов, активы которых подверглись заморозке на фоне западных санкций:
- Эдуард Худайнатов — бывший «номер один» в нефтяной компании «Роснефть», у которого арестовали виллу Альтакьяра в Портофино и яхту «Шехерезада»,
- Геннадий Тимченко — основатель Volga Group с интересами в энергетике, транспорте и инфраструктуре, пострадавший от задержания мегаяхты «Лена»,
- телеведущий Владимир Соловьев, у которого две виллы на озере Комо,
- музыкант Олег Газманов с недвижимостью в Леричи.