Российский аналог социальной сети Instagram* — «Россграм» — не удалось запустить в обещанный срок. «Распаковку» прототипа для партнеров авторы проекта анонсировали на 21:00 мск 28 марта, но соцсеть так и не заработала. Вместо этого разработчики провели презентацию — показали внешний вид приложения. Программист и предприниматель Григорий Бакунов в эфире RTVI оценил наработки создателей «Россграма», поделился мнением о перспективах платформы и поразмышлял, куда еще могут уйти блогеры.
Клон от загадочных новичков
Разработчики платформы – предприниматель Кирилл Филимонов и интернет-маркетолог Александр Зобов, который утверждает, что был сокурсником Павла Дурова, основателя мессенджера Telegram и соцсети «Вконтакте».
По словам Филимонова и Зобова, сайт «Россграма» они создали за сутки. Другой информации об авторах российского аналога Instagram* нет.
Григорий Бакунов не считает сенсацией, когда новички в этом бизнесе создают что-то прорывное, но ему кажется подозрительным, что человек, делая новый сервис и продвигая его, говорит, что это будет полный клон уже существующей чужой платформы.
Смутило Бакунова и то, что в качестве подтверждения своих компетенций соавтор проекта отрекомендовался как однокурсник Павла Дурова, словно этого достаточно для создания масштабных проектов.
«Это, знаете, как утверждать, что я точно профессиональный фотограф, ведь у меня есть родственница, которая училась вместе с Дмитрием Медведевым, — он, как известно, большой любитель фотографии. В реальности это никак не связанные вещи. С кем бы ты ни учился, ты не можешь на основании этого считать себя профессионалом какого-то дела», — сказал программист.
Соцсеть без мировых лидеров
Бакунов указывает, что, копируя интерфейс и функции существующих программ, разработчикам не стоит забывать о патентном праве. Он отметил, что, перенимая что-то целиком, люди не улучшают продукт, а создают его ухудшенную копию.
«Скопировать ты можешь внешнее поведение. А Instagram*, он ведь хорош не только тем, что просто показывает вам какие-то фотографии. Он еще умеет показывать эти фотографии в правильном порядке, так, чтобы тебе это было интересно, он умеет stories и разные реакции, он работает с огромной аудиторией. Сделать такой продукт, мягко говоря, непросто, особенно для новичка в этом бизнесе — а насколько я понимаю, автор, скорее, новичок. Можно ли сделать это быстро — тоже большой вопрос», — усомнился программист.
Идея социальной сети состоит в том, что чем больше людей в ней присутствует, тем лучше и интереснее этот ресурс для потребителя контента, пояснил Бакунов. По его словам, пользователи таких платформ обычно делятся на две категории — тех, кто в первую очередь создают контент (то есть фотографов), и тех, кто приходит посмотреть и поставить «сердечки» под чужими фото.
«Без мировых игроков, без мировых лидеров, без каких-то значимых международных персон значимость подобного проекта очень низкая. Если сравнивать оригинальный Instagram* с «Россграмом», «Россграм» всегда будет находиться в проигрыше, потому что социальную сеть делает не технология и не визуальные какие-то части интерфейса, а именно те люди, которые там присутствуют. Instagram* создавался для людей, которые хорошо фотографируют и которые в конечном итоге вызывают восхищение своими фотографиями. Он намного больше и намного значимее. Все мировые звезды Instagram* останутся там», — констатировал предприниматель.
Фотографии еды и снижение аудитории
Бакунов полагает, что, развивая отечественный аналог Instagram*, Россия получит то, над чем многие всегда смеялись — продукт, в котором люди будут друг другу показывать фотографии собственной еды.
«При этом, смотрите, как это сейчас подавалось: «Россграм» говорил, что сначала зовет к себе на платформу только звезд, предполагая, что звезды начнут там выкладывать свои фотки, stories, и через какое-то время люди (в смысле, обычные зрители, читатели) придут и будут на это все смотреть и ставить свои «сердечки». Но, кажется, подобные механизмы сейчас не работают», – считает Бакунов.
Программист напомнил, что в день, когда стало известно о блокировке соцсети в России, звезды Instagram* завели себе телеграм-каналы и пригласили туда своих подписчиков, но переманить аудиторию на новый ресурс в прежнем количестве не смогли.
«Вот эта так называемая конверсия: сколько людей перейдут со старой платформы на новую, это все равно будет 10%, в лучшем случае — 15%. И что получится: Ольга Бузова, у которой было несколько десятков миллионов подписчиков, придет на новую платформу, а там у нее миллион. Будет ли стоить овчинка выделки? Думаю, что нет», — рассудил эксперт.
При этом Бакунов признался, что на месте людей, которые вели свои блоги в Instagram* и имели там большую аудиторию, лично он перешел бы в социальную сеть «ВКонтакте», несмотря на ее сложность и непонятность: разобраться там — дело привычки.
* соцсеть принадлежит компании Meta, которую суд в России признал экстремистской организацией и запретил