В программе RTVI «Это не Фрейд» ведущий Андрей Самарцев и психоаналитик Ольга Кузнецова поговорили о массовом сознании, кто и как им управляет, как работает реклама, что такое «эффект большинства» и в каких случаях он действует.
– Правда ли, что массовым сознанием можно управлять и какими методами это делают, если это так?
– Я уверена, что массовым сознанием можно управлять. Например, если говорить про телевизор, то экспериментами доказано, что через 20-25 минут потребляемый контент записывается на подкорку. Даже если зритель не согласен с тем, что ему показывают и информация ему не нравится.
На примере рекламы это работает так. Вам предлагают продукт, в котором в конкретный момент времени может не быть потребности. Но информация о нем, а точнее о названии и цвете упаковки, сохраняется в памяти. Когда нужда в товаре возникнет, то человек с очень высокой долей вероятности среди разнообразия брендов выберет тот, что ему уже знаком и даже думать не будет о другом.
Еще один известный пример – это 25 кадр, который считывается только подсознанием.
Так же есть способ управления через метафору. Когда продаваемый продукт представляют в очень благоприятной атмосфере. Так у зрителя создается ощущение, что именно этот товар принесет ему радость жизни, которой не хватает.
Маркетологи, как правило, обращаются к самым первым потребностям человека – младенческим. А там основные задачи просты: надо быть накормленным, быть в безопасности, быть любимым, быть наблюдаемым и иметь возможность самому наблюдать.
– Почему люди так легко верят в теории заговора?
– Обычно этому подвержены те, у кого есть паранойя. Кому кажется, что за ним наблюдают и от него хотят избавиться. Эти страхи внутри человека не осознаются, они отщепляются и помещаются в другого: во всемирное правительство, злого дядю и т.п. Страх берет верх над логикой. Есть и другая причина. Психике невыносимо допустить, что люди друг для друга по сути не имеют значения. Поэтому гораздо легче представить, что есть заговор. Есть такая бессознательная фантазия, что лучше, когда тебя хотят убить, чем, когда тебя не хотят вообще. Особенно легко такая проекция, а вместе с ней и вся ответственность за происходящее, отдается тем, у кого большие деньги и власть.
– Почему мы тупеем в толпе?
– Причем, чем толпа больше, чем этот эффект происходит быстрее. В каждом человеке есть животные архаичные настройки. Фрейд выделял всего три: убивать, жрать и насиловать. Они есть у всех и они нужны для выживания. А есть социальные настройки, которые говорят, что убивать плохо. Вот они-то и очень важны, потому что они позволяют анализировать. В толпе намного больше тех, у кого есть только базовые настройки. То есть людей, способных делать свои выводы и не повторять за другими, очень мало. Но абсолютно все будут спущены до уровня базовых настроек, причем поразительно быстро. Если ты в толпе, то у тебя нет вариантов, ты будешь охвачен массовым сознанием. Появляется азарт, которого не было, пока ты там не оказался. И от него практически нереально отделиться.
Больше интересного в программе «Это не Фрейд»