Число желающих пройти процедуру репатриации в Израиле из России выросло вдвое с начала 2023 года, заявила глава израильской организации «Натив» Нета Брискин. При этом очередь на консульскую проверку может занимать более года. RTVI поговорил о перспективах репатриации для россиян с Алексеем Коваленко, председателем Комиссии по иммиграционному праву при Палате адвокатов Израиля и управляющим партнером адвокатской компании «Коваленко и партнеры».

По словам Коваленко, уже в первом квартале 2023 года количество заявлений на репатриацию от россиян значительно увеличилось.

«Около 14 тыс. человек обратились с желанием репатриироваться в Израиль, и это было только в первый квартал 2023 года, а с каждым месяцем таких людей все больше и больше», — рассказал Коваленко.

Резкое увеличение числа желающих репатриироваться в Израиль, по мнению Коваленко, связано с тем, что многие люди сталкивались с бюрократическими сложностями при сборе документов, которые необходимы для процесса репатриации: у кого-то много времени занял поиск самих документов, кто-то долго ждал очереди в российском посольстве. Он подтвердил в разговоре с RTVI, что время ожидания может занимать от восьми месяцев, а в некоторых случаях — более года.

«Люди, которые только сейчас собрали пакет документов или ждали возможности попасть на консульскую проверку, столкнулись со сложностями при записи в посольство и ищут для себя альтернативы. Поэтому очень часто они приезжают в посольства Израиля в других странах для прохождения консульской проверки», — объяснил адвокат.

В апреле 2023 года Израиль отменил экстренную репатриацию для россиян и белорусов, теперь граждане этих стран должны проходить репатриацию по стандартной, не ускоренной процедуре. В стране закрыли ряд центров экстренной репатриации, сотрудников, которые занимались оформлением и проверкой документов, стало не хватать, уверен Коваленко.

«Израиль — это страна репатриантов. Закон о возвращении еще никто не отменял и отменять не собирается. Идут разговоры о том, что, может быть, в будущем он будет изменен и оттуда уберут пункт, который говорит о внуках евреев. Но пока этого не произошло, и люди, особенно третье поколение, пытаются воспользоваться этой возможностью. Каждый раз, когда в Израиле говорят о возможном изменении закона о возвращении и усложнении условий репатриации, это увеличивает поток репатриантов, которые как раз входят в эту категорию», — подчеркнул адвокат.

Шансы россиян на репатриацию

«По данным еврейских общин, на территории России на данный момент проживает как минимум еще два миллиона человек, у которых есть еврейские корни, которые имеют право на репатриацию», — отметил Коваленко.

Однако вероятность того, что все два миллиона смогут претендовать на репатриацию, крайне мала, уверен адвокат. По его словам, многие россияне, имеющие еврейские корни, не смогут доказать свою принадлежность к еврейскому народу из-за утраченных во время Великой Отечественной войны документов.

«Во время войны многие документы были утеряны или сожжены, люди очень часто скрывали свою национальность, поэтому теперь сталкиваются со сложностями в доказывании принадлежности к еврейскому народу — у них не хватает документов для репатриации. Но те, кто сможет этот вопрос решить, разумеется, будут пользоваться своим правом на репатриацию. Это просто тенденция, такое происходит раз в какое-то время», — подчеркнул он.

Причины и последствия увеличения спроса на репатриацию

Большой поток кандидатов на репатриацию из России, по словам Алексея Коваленко, приходится на Азербайджан, Казахстан и Грузию. Возросший спрос на репатриацию из России, по мнению адвоката, можно объяснить желанием иметь второе гражданство, возможностью переехать на постоянное место жительства в Израиль или воспользоваться израильским паспортом, чтобы переехать в другие страны или свободно путешествовать по миру.

«Есть огромный спрос на израильский паспорт, так как он не требует каких-то инвестиций для его получения или для получения резидентства страны. На сегодняшний день на рынке РФ существует много предложений по получению иностранного гражданства, резидентства или просто паспорта инвестора, которые связаны с большими суммами инвестиций. Поэтому для людей, у которых есть еврейские корни, репатриация — наиболее выгодное предложение и наиболее понятная возможность или перебраться в Израиль, или иметь просто израильский паспорт», — добавил Коваленко.

При этом Министерство алии и интеграции Израиля сообщало, что только с января по май 2023 года почти 17 тыс. россиян получили израильское гражданство, а за весь 2022 год репатриировались 37 тыс. россиян. По словам Коваленко, такой поток репатриантов сказывается на повседневной жизни страны, например, увеличиваются цены на аренду жилья, возникают проблемы с недвижимостью и рабочими местами.

«Есть лагерь не желающих видеть репатриацию из России, но это связано не только с Россией, это вообще репатриация из бывшего Советского Союза. Некоторые считают, что люди приезжают в Израиль, получают корзину абсорбции, помощь от государства, паспорт и уезжают. На самом деле они усложняют этот процесс и немножко лукавят, потому что люди, которые приезжают за паспортом, не обращаются ни в какие инстанции за получением помощи от Израиля, они просто получают паспорт», — считает адвокат.

«И я не вижу никакой разницы между процессом репатриации или получением гражданства для людей, у которых есть немецкие корни, или польские корни, или корни другой страны, для того, чтобы получить паспорт той или иной страны. Это даже не требует от них перебираться в эту страну на ПМЖ», — продолжил адвокат.

Он допустил, что израильским властям стоит пересмотреть условия выдачи загранпаспортов или гражданства для людей, имеющих еврейские корни, потому что «весь смысл» государства держится на законе о возвращении и на том, что «Израиль — это дом для всех евреев».

Более того, репатрианты из России сегодня сильно отличаются от тех, которые получали гражданство Израиля в 1990-х годах, отметил Коваленко. Сейчас, по его словам, это высококвалифицированные специалисты, которые зачастую работают удаленно.

«Поэтому я не вижу сложностей, я вижу только преимущества от того, что в Израиле появится дополнительная возможность принять репатриантов из России, которые изъявляют желание перебраться на ПМЖ. Я считаю, что Израиль должен сделать все для того, чтобы у этих людей была возможность интегрироваться в общество. А сложности в любом государстве от такого притока новых граждан могут быть. Но это только бюрократические сложности, которые при желании решаются», — заключил он.