Беспорядки в Казахстане в начале января стали следствием не столько повышения цен на газ, сколько результатом заговора, направленного на свержение действующей власти. Об этом в эфире RTVI рассказал бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин.

«Все происходило драматическое в Алма-Ате. Мы несколько дней назад говорили, что это абсолютная подготовка к перевороту была, это были инспирированные действия, но сегодня президент Токаев сам признал, что это был заговор, и это был очень серьезный заговор, с целью свержения существующей власти», — отметил Кажегельдин.

По словам экс-премьера страны, мэр Алма-Аты Бакытжан Сагинтаев ответственен за то, что происходило в городе 4 января.

«Вообще-то господин Сагинтаев, вот до этого вы его показали в ролике, он там дрожащим голосом рассказывает, как там люди нападали, кто их готовил, — этот человек один из ответственных за то, что происходило 4 января. Он мэр города Алма-Аты, и все руководители правоохранительных органов оставили город на растерзание, они убежали», — пояснил Кажегельдин.

А то, что уже захватывали здания, подожгли мэрию, — это уже был сценарий. Захват мэрии, поджог ее был рассчитан именно на журналистов, нужна была картинка, пылающее здание, дымящее здание.

«Эта картинка должна была показать, что существующий политический лидер недееспособен, он не может справиться со страной», — подчеркнул бывший глава правительства.

По его словам, беспорядки в Казахстане были «попыткой привести бывшего президента назад на пару, 6 месяцев в качестве председателя Совета Безопасности и попытаться разыграть план Б по транзиту».

Казахстан – беспорядки

Фотография: Orda.kz / ТАСС

«Я думаю, что когда-нибудь об этом заявит и нынешний президент. Он правильно делает, что занимается чисткой. Он не доверял ни своим Вооруженным силам, ни спецслужбам», — пояснил Кажегельдин.

Он выразил надежду, что Токаев будет добираться объективно до всех и не будет пытаться из каких-то соображений или обещаний одних наказывать, а других попытаться вывести из тени.

Что касается переименования города Нур-Султан, то, по словам экс-премьер-министра, значительная часть политической элиты Астану никогда не называли Нур-Султан.

Чего ждать от ОДКБ

«Я думаю, что это был очень интересный первый опыт ОДКБ именно миротворческий, и я думаю, что, если будет попытка оставаться или продлевать свое присутствие, это подорвет доверие к этому институту», — отметил Кажегельдин.

По его словам, на сегодняшний день Россия может сказать себе, что она создала военно-политическую организацию, и устами Токаева было сказано, что эта организация подтвердила свою значимость и уместность.

Я думаю, что Путин ни за что не захочет в этот момент, в эти дни, в этом году компрометировать политический статус этой организации именно как военно-политический союз, а не полицейская организация. Я думаю, войска уйдут, как только Токаев их попросит.

Угроза для суверенитета

Бывший глава правительства Казахстана уверен, что угроз для суверенитета страны не будет.

«Ни России, ни кому-либо еще в этом регионе в настоящий момент вот такого рода дестабилизация не нужна. России нужен военно-политический союз, странам, которые вошли в этот политический союз, оказалось, тоже этот союз нужен. У нас на самом деле очень много вызовов, в том числе на юге, мы еще не знаем, чем закончится правление нынешнего правительства в Афганистане. Вы слышали, позавчера были серьезные бои на границе Туркмении и Афганистана. Я думаю, что нестабильная ситуация на юге Центральной Азии будет сохраняться, и мне думается, что у стран этого региона есть другие головные боли», — заявил он.

По словам Кажегельдина, ОДКБ сохранило власть Токаева.

ОДКБ

Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС

«Но уж так сложилось у него, вероятно, что он вынужден был обратиться за этими силами. Я вообще-то был противник такого решения и остаюсь, я считаю, что можно было все эти вопросы решить своими собственными силами. Но уж то, что было, то было, и, возможно, это было решение единственное для Токаева, ему больше известна ситуация, чем мне, он больше несет ответственность, я все-таки наблюдаю, а он президент действующий», — уточнил политик.

Расследование

В заключение Акежан Кажегельдин подчеркнул, что надеется на объективное расследование случившегося.

«Очень желаю и хочу предупредить казахские власти, чтобы не увлекаться и не превращать расследование в возвращение к ситуации правового статуса с мести, чтобы не получилось, что пострадают абсолютно невинные. И очень сильно надеюсь, что объективное будет проведено расследование, потому что за всем этим стоят не просто деньги, о чем спрашивал Сагинтаев. За этим стоят деньги богатых людей, и только один клан был заинтересован в политической нестабильности, с тем чтобы себе вернуть власть политическую, потому что от возвращения политической власти зависит их будущее. Они смогут дальше находиться на верхах экономики и, самое главное, не отвечать за то, что они последние 20 лет творили», — подытожил он.

Протесты в Казахстане

В начале января в Казахстане начались протесты против резко выросших цен на сжиженный газ — 1 января его стоимость поднялась сразу с 60 до 120 тенге. Правительство пошло на уступки и опустило цену на топливо, но митинги после этого не завершились. Протестующие начали требовать полной отставки бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который до протестов он занимал должность главы Совета безопасности. Сейчас эту функцию взял на себя действующий президент республики Токаев.

Казахстан – флаг

Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС

Через несколько дней митинги переросли в массовые беспорядки, в результате которых погибли как обычные граждане, так и сотрудники силовых структур. Известно, что в ходе обстрелов от огнестрельного ранения погиб 11-летний мальчик, еще один 15-летний подросток получил тяжелые травмы.

Ранее президент Токаев и другие высокопоставленные чиновники заявляли, что беспорядки были организованы террористами из-за границы. На фоне волнений свой военный контингент в Казахстан ввели страны ОДКБ, в том числе и Россия. По открытым данным, весь миротворческий контингент ОДКБ составляет примерно 3,6 тыс. человек.

Беседовал Андрей Ежов