30 августа в возрасте 91 года умер первый президент СССР Михаил Горбачев. RTVI собрал высказывания, которые он делал за последние годы на актуальные темы.
Про присоединение Крыма к России (интервью The Sunday Times в мае 2016 года)
«Я всегда был за свободное волеизъявление народа, а большинство в Крыму хотело воссоединения с Россией. <…> Единственная причина, по которой я бы не стал [действовать как Владимир Путин], если бы все еще был у власти, — это то, что Советский Союз продолжал бы существовать и Крым был бы его частью».
О возможности большой войны в Европе на фоне конфликта на Украине (интервью Der Spiegel в январе 2015 года)
«Такой сценарий даже не должен рассматриваться. Такая война сегодня неизбежно привела бы к ядерной войне. Заявления с обеих сторон и пропаганда заставляют меня опасаться худшего. Если в этой накаленной атмосфере у одной из сторон сдадут нервы, то ближайшие годы мы не переживем».
Об ограничении свобод в России после возвращения Путина на пост президента (интервью Би-би-си в марте 2013 года)
«Я поражен их [запретительных законов] количеством. Если провести нить между этими законами — это все наступление на права граждан. Это меня просто поражает. Не надо бояться своих людей, черт возьми! Люди хотят от него [Путина] действий, которые бы восстанавливали диалог, ожидают открытый прямой разговор. И нечего обижаться, надо думать о том, как Россию вытаскивать из этой ситуации — все-таки ситуация сложная».
О Путине и встрече с ним (интервью «Медузе»* в марте 2018 года)
«Вот последняя встреча была 12 июня прошлого [2017] года, в День России. Случайно абсолютно. Идем мы из этих шатров, которые в Кремле расположены, где отмечали День России. Переходим по дороге в Кремлевский дворец. И вдруг я смотрю — что-то мои сопровождающие задергались, остановились. Что такое? «Путин идет». Ну и что?! И что из этого, ребят? Да вы что, говорю? А ну пошли! И пошел навстречу прямо, как, знаешь, во ржи, бывает, на дорожке встречаешься — и не обойдешь. Поздоровались. Я говорю: давно не виделись. Он: жу-жу-жу; он сейчас многое мурчит. Чтоб неясно было.
<…> Веселья у него много. И пьянствует, и танцует, и летает, и плавает, черт, ну все что можно делает. Вот только в космос боится. Тогда же все будут писать: «Владимир Владимирович, не возвращайтесь, сделайте одолжение народу!»»
О преследовании Навального и других оппозиционеров (интервью Der Spiegel в январе 2015 года)
«Это ненормально, когда притесняют тех, кто думает иначе или когда кого-то вроде блогера и политика Алексея Навального сажают под домашний арест только за то, что он открыл рот».
О Европе спустя 30 лет после падения Берлинской стены (колонка в «Новой газете» в ноябре 2019 года)
«Тогда мы подвели окончательную черту под холодной войной. Нашей целью была новая Европа, Европа без разделительных линий. Но пришедшее нам на смену поколение лидеров не смогло реализовать эту цель. В Европе не была создана современная архитектура безопасности, надежный механизм предотвращения и урегулирования конфликтов. Отсюда те болезненные проблемы и конфликты, от которых наш континент страдает сегодня. Я призываю мировых лидеров повернуться лицом к этим проблемам, вернуться к диалогу во имя будущего».
О развале Восточного блока (цитата из материала Дмитрия Муратова в «Новой газете», вышедшего 1 марта 2021 года)
«Мне говорят: Горбачев отдал Чехию, Польшу, Германию, Венгрию. Кому я их отдал? Я отвечу. Чехию — чехам. Польшу — полякам. Германию — немцам, Венгрию — венграм. Нам чужого не надо».
Об отношениях с Западом и расширении НАТО (интервью РИА Новости в декабре 2021 года)
«Как в таком положении рассчитывать на равноправные отношения с США, с Западом? Это первое. Второе, и не менее важное, это триумфаторские настроения на Западе, особенно в США. Им ударило в голову высокомерие, самоуверенность. Объявили победу в холодной войне. А ведь мы вместе вытаскивали мир из конфронтации, из ядерной гонки. Нет, «победители» решили строить новую империю. Отсюда пошла идея расширения НАТО».
О протестах в Беларуси летом и осенью 2020 года (в разговоре с изданием «Подъем» в сентябре 2020 года)
«Моя уважаемая республика и белорусы, которых я люблю. Я знаю о них много, даже с тех времен, когда они приезжали заработать на хлеб в Ставропольский край… Молодцы белорусы. Теперь уже они характер имеют. Это очень хорошо. Я слежу внимательно. Сегодня описывают то, что происходило накануне, — это ж черт-те что. Я думаю, что это так просто не пройдет: что в эти дни происходило, и как с формированием выборов…. Открывается колоссальное дело. Но это еще надо потрудиться много. Это все для молодежи нынешней».
* признана в России СМИ-иноагентом